Нарушение авторских прав в сети интернет
В апреле 2004 г. известное екатеринбургского рекламное агентство «Восход» обнаружило, что его сайт, размещенный в интернете, был почти полностью скопирован некой московской фирмой, причем все материалы были размещены в интернете уже под именем другой организации. В том числе были скопированы материалы сайта, рекламные ролики, представленные, анкеты и фотографии сотрудников, прайс-лист.
В данной ситуации можно выделить следующие нарушения прав рекламного агентства «Восход» и его сотрудников:
1. Нарушения в области авторского права.
Были нарушены авторские права как авторов сайта ООО «Рекламная ассоциация «Восход», так и иных правообладателей (ст. 15, 16 закона «Об авторском праве и смежных правах»).
Дело в том, что большинство материалов сайта (тексты, фотографии, графика, дизайн) являются объектами авторского права т.е. произведениями. Соответственно, у этих произведений есть авторы. Кроме того, у агентства, которое заказывало авторам создание этих произведений,есть соответствующие имущественные права. К авторским правам относиться:
- право признаваться автором произведения (право авторства),
- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора),
- право на использование произведения в любой форме и любым способом, что подразумевает невозможность без разрешения автора или правообладателявоспроизводить произведение, распространять, публично показывать, переделывать и т.д.
2. Нарушение личных неимущественных прав, направленных на индивидуализацию личности и обеспечение личной неприкосновенности:
- неправомерное использование имен сотрудников (ст. 19 ГК РФ)
- нарушение права на неприкосновенность внешнего облика (ст. 514 ГК РСФСР).
В соответствии с законом,каждому человеку принадлежит право на изображение, которое может быть использовано только с его согласие(ст. 514 ГК РСФСР)..
3. Нарушение антимонопольного законодательства. Действия нарушителя являются недобросовестной конкуренцией (ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»), поскольку информация на сайте «пиратов» является ложной, способной причинить убытки рекламному агентству.
4. Нарушение законодательства о рекламе. В частности в рассматриваемой ситуации есть признаки недобросовестной рекламы (ст. 6 ФЗ «О рекламе»), недостоверной рекламы (ст. 7 ФЗ «О рекламе»), заведомо ложной рекламы (ст. 9 ФЗ «О рекламе»).
Краткие выводы:
- Размещение чужих произведений под своим именем и без разрешения автора является серьезным нарушением как гражданского, так и уголовного закона.
- Не принятие мер по прекращению нарушений может повлечьза собой серьезные так имущественные, так и моральные потери для правообладателей.
- В целях обеспечения доказательств необходимо зафиксировать нахождение сайтов в сети, а также собрать иные доказательства нарушения своих прав.
- Действующее законодательство предоставляет авторам и правообладателя целый арсенал способов защиты. Это могут быть иски в суд с требованиями прекратить нарушение авторских прав,овозмещении убытков, компенсацииморального вреда. Возможно также обращение в антимонопольное ведомство, правоохранительные органы.
- Возможные последствия недобросовестной рекламы определены законом. В ним относятся:
-
- вынесения компетентным органом предписания о прекращении нарушения законодательства;
- предъявление лицами, права которых нарушены, исков в суд о возмещении убытков, возмещении вреда, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы;
- наложение штрафов контролирующими органами;
- уголовная ответственность.
Автор: Mайфат Аркадий Викторович
© Колегия Адвокатов «Частное Право»
http://urallaw.ru/articles/