Нижний Тагил – земля изобретателей
Славится нижнетагильская земля на изобретателей. Здесь родились основатели российского паровозостроения Ефим и Мирон Черепановы. Вся их жизнь неразрывно была связана с родным городом, его развитием и становлением в горнодобывающую столицу. Отец и сын были крепостными не каких-то там господ, а самих промышленников Демидовых, владения которых ограничивались не только нижнетагильскими заводами - им принадлежали сотни металлургических предприятий в округе. На всех заводах Демидовых трудились их крепостные. Дед и отец Ефима Черепанова были как раз такими приписными крестьянами. Трудились они на Выйском производстве.
Будущий изобретатель с малых лет помогал деду и отцу в работе. За смышлёный ум и трудолюбие Ефима уже в 20 лет назначили «главным плотинным». Так в его ведении оказались все гидротехнические сооружения водяные двигатели на заводе. Спустя много лет Демидовы отправили Черепанова в Англию и наказали ознакомиться с экспортной ситуацией. Разъезжая по английским фабрикам и заводам, он получил ценную информацию, которая впоследствии понадобилась ему при изобретении парового механизма. Первую машину с паровым двигателем Ефим Черепанов создал в 1820 году. В постройке деятельное участие принимал и его 17-летний сын Мирон. После этого было ещё несколько попыток изобрести паровую установку. Самым запоминающимся изобретением отца и сына Черепановых стал паровоз. Построили они его в 1834 году. Это была их вторая машина, но более совершенная – она могла перевозить груз весом до 16 тонн. Когда в 1837 году Нижний Тагил посещал император Александр II, он чрезвычайно интересовался изобретением. Сегодня в честь Ефима и Мирона Черепановых на Театральной площади установлен памятник. Подсказать, как быстрее всего добраться до мемориала, а также до других достопримечательностей города поможет карта Нижнего Тагила.
Ещё одному Ефиму, на этот раз Артамонову, принадлежит звание изобретателя велосипеда. Этот умелец также был из крепостных. Он трудился на Пожвинском заводе. Ещё мальчиком Ефиму приходилось преодолевать большие расстояния для того, чтобы попасть из Нижнего Тагила в Старо-Уткинскую пристань, где и находилась его работа. Видимо, тогда ему в голову и пришла гениальная мысль изобрести нечто наподобие самоката. Именно 1800 год следует считать годом изобретения самоката – прототипа велосипеда. Самокат имел железную конструкцию и два колеса. Причём заднее было в два раза меньше переднего. И по сей день жители города любят передвигаться на велосипедах, правда, уже на современных. Работа в Нижнем Тагиле предлагается в основном на заводах, находящихся в разных районах города . Велосипед, таким образом, стал вдвойне полезной вещью: он и здоровье поддерживает, и до работы помогает добраться.