Можно ли заниматься йогой?

- Вопрос из Чебоксар: «Можно ли заниматься йогой? Она воспитывает тело и дух. А батюшка мне сказал, что нельзя. Почему?»
- Потому что йога воспитывает гордыню большую. А гордость есть грех, большой порок. Из-за гордыни и ангелы были низложены с неба. Из ангелов света получились ангелы тьмы. Поэтому жизнь православного христианина заключается в том, чтобы он боролся со своей гордыней, приобрел смирение, потому что на основе смирения можно спастись.
Господь наш Иисус Христос показал нам пример смирения с самого раннего детства, то есть с момента пришествия в мир. Он, Царь Неба и земли, Творец Неба и земли, пришел к нам в яслях для скота. Вот показатель Его смирения. Он пришел на землю спасти людей не через гордость, не через Свое могущество славы, а через смирение, через послушание воле Небесного Отца Своего.
Мы знаем, что после некоторого времени была угроза смерти Богомладенцу Христу от Ирода. И Господь наш Иисус Христос опять проявил Свое смирение. Он не воспротивился этому злу, Он ушел в Египет и там пребывал некоторое время. Конечно, Он как Бог, имеющий Божественную силу, мог бы поразить Ирода и тем самым сокрушить все, но Он опять проявил смирение.
И мы, по примеру Христа Спасителя, весь путь своей жизни должны стремиться ко смирению. А смирение – это есть твердыня, это крепость, это сила, великая сила, которая нас укрепляет.
Ведь почему у нас сейчас очень много нервных стрессов? И люди болеют сердечными заболеваниями чаще всего? Потому что много есть гордости, а неудовлетворение своей гордыни приносит нам стрессы. Человек, который научен смирению, может все невзгоды этой жизни перенести очень легко, свободно, не причиняя себе никакие недовольства, скорби и страдания. Когда он смирен, когда он послушен, – он понимает и ориентируется в ситуации и сам себя успокаивает, сам себя удаляет от острых моментов. Он может. А гордый человек не может. Он приносит себе травму за травмой. Постоянно: «Почему и почему? Почему так со мной поступили? Почему так сделали?» И так далее. Вот поэтому воспитывать через йогу тело, дух и душу не совсем верно, потому что воспитывать какие-то способности телесные – это ничего не дает. Дает только гордыню – «вот что я могу!» Все могу – по стенке ходить, по потолкам ходить. Но какой смысл в этом? Никакого смысла нет. Показать себя, что я могу это сделать? Ну, показал, а дальше что? Аскетика православная как раз в том, чтобы воспитывать себя в смирении, в послушании, в терпении, в любви к ближнему, к Богу. Поэтому и не рекомендуется время тратить на то, чтобы упражняться в йоге и ничего не достигнуть спасительного для себя. А нужно упражняться в тех добродетелях, вырабатывать те навыки духовной жизни, которые укрепляют душу перед всеми искушениями этого мира, укрепляют в смирении, в послушании, укрепляют человека в добродетельной жизни, которую он приобретает кротостью, смирением, и терпением, послушанием и снисхождением друг к другу, в любви, уважении, и т.д. Любви даже к врагам своим. Вот цель жизни. Чтобы можно было и врагов своих любить, и за них молиться. Не проклинать их, а благословлять, как сказано в Священном Писании. Вот наша задача – путь к совершенству.
- Владыка, а что это за упражнение ко смирению? Повод для гордыни подстерегает нас на каждом шагу. Можно ехать в трамвае на работу, тебе кто-то наступил на ногу. Можно, например, высказать человеку все, что думаешь, а можно проявить смирение. Как оно тренируется, смирение? Что надо сделать? Стиснуть зубы, чтобы не сказать ему все, что ты думаешь?
- Нужно разумно подходить ко всем ситуациям жизни. Если наступили на ногу в трамвае, мы понимаем, что человек наступил не потому, что так он хочет, а потому, что такая ситуация в транспорте. Резко затормозил или дернул трамвай... Хочешь - не хочешь, но это случилось. Что винить человека, который не виноват?
Когда человек так размышляет и так настраивает свой ум, он оправдывает человека в его поступке, не дает волю своей гордыне. А если мы себя начинаем изнеживать и оправдывать, и себя возносить высоко, то, конечно, у нас появится и гнев, и раздражение, и мы, может быть, даже ударим этого человека. «Боль за боль, зуб за зуб». А если мы будем правильно относиться к этому и правильно понимать ситуацию, то мы, конечно, скажем: «Да, больно, неприятно, а вдруг я бы так сделал, и ему было бы больно? Что я тогда? Конечно, буду просить у него прощения, он простит меня, и мне будет приятно».
Тем самым исполняется заповедь: «Что не хочешь себе, не делай ближнему своему». Вот не хочешь, чтобы тебя ругали, когда ты кому-то нечаянно сделал неприятное, то не делай и ближнему твоему. В данном случае вот так надо всегда ставить пред собой заповеди Божии, учение Христово. И тогда мы как бы плаваем в Священном Писании, в любых ситуациях мы находим выход, ответ из Священного Писания. Что бы Христос сказал в таком случае? Что делать в таком случае? Он сказал бы, что если ты не хочешь, чтоб тебя ругали, то не ругай никого и не обижайся. Поэтому человеку всегда можно упражняться в смирении. Через разум, через разумное рассуждение и через оправдание своего ближнего и осуждение самого себя. Самоукорение и оправдание ближнего своего.

ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

http://orthodox.etel.ru/2007/02/arhip.htm

Комментарии

Вы конечно меня извените, но большей глупости я не слышала.
Все зависит от человека самого, от внутреннего мира.
А приписывать развитие гордыни йоге....с таким же успехом можно это же приписать работе.
И не стоит людей отговаривать от самосовершенствования тела и духа.