Горный велосипед
Горный велосипед или маунтинбайк (mountain bike) за довольно короткое время прошёл путь от одного из экстремальных развлечений молодёжи до профессионального вида спорта. В 1996 году он дебютировал на Олимпиаде в Атланте. Однако и в наши дни многие считают маунтинбайк не видом спорта для избранных, а просто своим хобби.
Для катания по горам используется велосипед особой конструкции. Его главные отличия от обычного дорожного велосипеда: усиленная рама из особого сплава, амортизированные передняя и задняя подвески, мощный обод колёс и шины с рельефным протектором. Горные велосипеды имеют особую скоростную передачу, облегчающую более лёгкий подъём в гору и специальные надёжные дисковые тормоза (как вариант - трос с гидроприводом). При всей сложности конструкции, масса маунтинбайка обычно не превышает 15-20 кг, что достигается использованием особых сплавов при изготовлении рамы и обода колеса. В профессиональном маунтинбайке в настоящее время существует несколько дисциплин (триал, кросс, слалом, фрирайд и т.д.) для каждой из которых выпускаются велосипеды особой конструкции.
Основными критериями при выборе велосипеда являются цена и цель приобретения. Не следует сразу же покупать дорогую модель: она рассчитана для профессиональных велосипедистов, поэтому освоить маунтинбайк будет сложнее. Тем более, начинающему байкеру вряд ли удастся ощутить все достоинства дорогого велосипеда. Специалисты рекомендуют в качестве первого маунтинбайка - хардтейл (hardtail - жесткий хвост). Эта модель оборудована амортизационной вилкой и жесткой задней подвеской.
Велосипеды для фрирайда считаются наиболее универсальными, так как эта дисциплина предполагает езду по различным видам трасс. Велосипеды для кросс-кантри предназначены для гонок по пересеченной местности и являются самыми скоростными среди маунтинбайков. Для езды по крутым склонам (причём, в основном, вниз) предназначен тип велосипеда под названием даунхилл. Байк для триала подходит для любителей преодоления всевозможных препятствий, он обладает большой прочностью и небольшим весом.
При выборе байка следует обратить особое внимание на такой параметр как высота рамы. Это расстояние от каретки (место крепления педалей), до верха трубы в которой крепится подседельный штырь. Данный параметр выбирается в зависимости от длины ног велосипедиста: расстояние от верхней трубы до промежности должно составлять не менее 8-10 сантиметров. Немаловажное значение имеет расстояние от седла до руля. Подбирается оно довольно легко: велосипедист должен свободно дотягиваться до руля, а руки при этом должны быть слегка согнуты в коленях.
Ещё один параметр - материал рамы. В настоящее время наиболее распространёнными типами материалов являются: сталь, алюминий, титан, карбон и стальные спецсплавы. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки: так, сталь является самым дешевым материалом, обладает достаточной прочностью, но и большим весом. Титановые рамы прочны и легки, но достаточно дороги. Кстати, цена может зависеть не только от материала, но и от его качества.
После приобретения маунтинбайка следует позаботиться о защите. Она обязательно должна включать специальный шлем, налокотники и наколенники. Даже профессионалы не брезгуют подобными средствами безопасности, а начинающему байкеру без них и вовсе не обойтись.