Ресторанные хроники

Наверное, нет ни одного человека, которого бы всегда устраивали услуги, которые оказывают в различных сферах обслуживания. Что делать, когда вы остались недовольным обслуживанием в ресторане или же посещение ресторана принесло вам реальный вред.

В первую очередь – зафиксировать факт, то есть обратиться к врачу. Медработник или независимый эксперт должны подтвердить, что ваш недуг является именно следствием пищевого отравления. Но этого недостаточно. Чтобы в суде доказать, что плохо вам стало от съеденного в ресторане куска мяса, необходимо иметь свидетелей, которые подтвердят, что вы действительно ели в ресторане и вам действительно стало плохо спустя час-два после обеда. Наконец, необходимо предоставить счет из ресторана. Но даже при таком раскладе эксперт со стороны ресторана попытается убедить судей, что расстройство вашего желудка наступило не от плохо прожаренного мяса, а потому что такую пищу вам просто нельзя есть. Поэтому подавать иск в суд стоит только в том случае, если вы на 100% уверены в своей правоте.

Это крайний случай, но и при обычном посещении ресторана советуем вам обращать внимание на ряд важных моментов. На сегодняшний день для всех ресторанов, баров и закусочных по-прежнему действуют единые ГОСТы по приготовлению еды, принятые еще в советские времена. И в этих ГОСТах четко прописано, к примеру, сколько процентов мяса должно быть в котлете или сколько капусты закладывать в борщ. Понятно, что мало какой ресторан авторской или национальной кухни сможет соблюдать эти нормы. Однако в любом меню должен быть прописан хотя бы состав блюда. Например, если вы заказали какие-нибудь ребрышки «Славянские» с подгарнировкой, то в меню должно быть указано, что это за гарнир – капуста, картошка или мусс из спаржи.Кроме того, если по рецепту вам готовят острые или слабоострые ребрышки, эта информация также должна стоять в пояснении к блюду. Если её в меню нет, вас обязан проконсультировать официант. В противном случае вы имеете право блюдо попробовать и, если оно вам не понравилось, спокойно от него отказаться на основании Закона РФ «О защите прав потребителей».

Впрочем, отказаться от блюда вы можете еще на стадии его приготовления. В любом заведении вас должны предупреждать, сколько готовиться то или иное блюдо. Если все разумные сроки уже вышли, а вам до сих пор не принесли заказанную «котлету по-киевски», вы законно от нее отказываетесь, и даже можете требовать 3% неустойки от стоимости блюда за каждый час просроченного времени. Но стоит помнить, что об этом стоит предупредить заранее: как только тарелка из рук официанта перекочует на ваш стол, вы уже не вправе будете этого сделать – заказ выполнен.

Теперь о расчете. В юридической практике бывали случаи, когда дирекция заведений пыталась нажиться на клиентах с помощью так называемых дополнительных услуг. Плату пробовали взимать за музыку, за услуги официанта, за зажженные свечи и даже за салфетки. Все это незаконно, так как посещение ресторана подразумевает, что вас обслужит официант, а утереть губы после еды следует салфеткой. Что касается музыки и свечей, то вы их не заказываете, и в общие правила работы эти услуги не входят. Поэтому, если счет превышает суммарную стоимость блюд, поинтересуйтесь, почему цифры в чеке не совпадают с ценой в меню. Если будут ссылать на надбавку за сервис, можно смело идти в суд, прихватив с собой меню и счет – Закон на вашей стороне. В этом случае ресторану могут предъявить иск за нанесенный клиенту моральный ущерб, и предприятию придется раскошелиться. Кстати, если в меню прописано «обслуживание – 5% от стоимости заказа», знайте, что это совершенно незаконно: зайдя в ресторан, вы автоматически заключили с рестораном договор на обслуживание. И цена этого договора – стоимость блюд.

Приложение «Weekend»
к газете «Коммерсантъ», 27 мая 2005 г.

Автор: Колесников Максим Николаевич
© Колегия Адвокатов «Частное Право»
http://urallaw.ru/articles/