Гауди - великий архитектор (Испания)

Гениальный архитектор, прославившийся на века. Его творения, потрясают взор, его гений еще долго будет будоражить умы.

GАУДИ, АНТОНИ (Gaudi, Antoni) (наст. фамилия Гауди-и-Корнет)
(1852–1926), испанский архитектор, чье творчество ознаменовало высший
расцвет испанского (каталонского) модерна.

 

Родился в Реусе (на побережье Каталонии) 25 июня 1852; принадлежал к
роду потомственных каменщиков. С 1868 жил в Барселоне, где в 1873–1878
занимался в Высшей технической школе архитектуры. Попутно работал
чертежником и изучал различные ремесла (столярное дело, ковку металлов и
др.) в мастерской Э.Пунти. Испытал большое влияние теории
Э.Виолле-ле-Дюка, развивающей принципы готической архитектуры, но в еще
большей степени – воздействие реальной местной готики с ее живописным
сочетанием (в постройках стиля «мудехар») автохтонно-европейских и
восточных, мавританских мотивов.
В 1870–1882 выполнял прикладные заказы (эскизы оград, фонарей и т.д.) в
мастерской архитекторов Э.Салы и Ф Вильяра. Уже первая его достаточно
крупная самостоятельная работа (фонтан на площади Каталонии, 1877)
выявила яркую причудливость декоративной фантазии автора. В 1878–1880
было построено и первое здание по его проекту – Каса Висенс, где Гауди
использовал полихромные эффекты керамической облицовки, столь
характерные для его зрелых вещей. В 1887–1900 осуществил ряд проектов и
за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге, 1887–1893; Каса
Ботинес в Леоне, 1891–1894; и др.), придавая своим неоготическим
стилизациям все более свободный характер. Выступал и как реставратор (в
1904–1914 реконструировал собор в Пальме-де-Мальорка).

 

1328193672_16_1314091636 (700x466, 253Kb)

1328193744_145854 (700x525, 285Kb)

Обрел надежного патрона в лице предпринимателя Э.Гуэля (с 1883).
Выстроил для него усадьбу (или т.н. павильоны) в Педральбесе (ныне в
черте Барселоны; 1885–1888) и городской особняк (Палау Гуэль;
1886–1888), сочетая пышность пластического убранства в духе «мудехара» с
конструктивным новаторством: в последней постройке были впервые
применены бетонные параболические арки. В 1903–1910 осуществил разбивку и
архитектурно-декоративное оснащение парка Гуэль, по сути лишь фрагмента
задуманного «города-сада» на окраине Барселоны, – в парковой планировке
и сооружениях (в том числе «бесконечной скамье») ярко проявилась любовь
мастера к формам, композиционно и колористически соревнующимся с самой
природой. Тот же пульсирующий биоморфизм свойствен и знаменитым доходным
домам Каса Батло (1904–1906) и Каса Мила (т.н. Каменоломня; 1905–1910),
общий экстравагантный облик которых и отдельные детали – типа
«сюрреалистических» дымоходов Каса Мила – полны чувства природной
первостихийности. Окончательно войдя в этот период в русло модерна,
произведения Гауди составили в нем особую главу, выделяясь фееричностью
своих цветовых и пластических эффектов.

1328193931_13792865_Park_Guyel__mir_kamennoy_skulpturuy (700x525, 129Kb)

1328194004_1190025387__32 (700x525, 114Kb)

1328194072_12642369589373741 (465x700, 100Kb)

1328194135_126423676807788920 (464x700, 158Kb)

1328194183_126423688708644527 (469x700, 167Kb)

1328194287_126423670855884132 (471x700, 146Kb)

1328194334_126423700574717553 (554x700, 57Kb)

1328194393_126423705586414022 (466x700, 90Kb)

1328194470_mzco_cgxvt_hjeonch_sifgyfb_akkot7 (458x700, 66Kb)

1328194533_gaudilizard (700x577, 162Kb)

1328194592_gaudilg (700x525, 123Kb)

1328194644_gaudihouse (699x497, 184Kb)

1328194794_casabatllofrontwindowsbydayhalf (700x532, 132Kb)

3906024_viewer_1_ (700x525, 524Kb)

3906024_viewer_1 (700x525, 651Kb)

3906024_viewer_2 (700x525, 707Kb)

3906024_20120202jP91WJHSCrWjFZqk_6aXEf_large (642x600, 470Kb)

3906024_viewer_4 (700x525, 695Kb)

3906024_viewer_5 (700x525, 610Kb)

3906024_20120202aBFfIc4uWTFxR9Rj_TyzXM_large (700x469, 684Kb)

3906024_2012020271VMRmldS40VDKss_Z69JQ_large (700x468, 721Kb)

3906024_viewer_8 (700x525, 768Kb)

3906024_viewer_9 (700x525, 682Kb)

3906024_viewer_10 (700x525, 747Kb)

3906024_viewer_11 (700x525, 710Kb)

3906024_viewer_12 (700x525, 734Kb)

Высшим плодом фантазии мастера явился огромный храм Святого Семейства
(Саграда Фамилиа), заложенный в 1882. Придавая особое значение этой
постройке как монументальному символу национального и социального
возрождения Каталонии, Гауди с 1910 целиком на ней сосредоточился,
разместив здесь свою мастерскую. Порталы и башни храма оснащены
изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир,
головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что
было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в
основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора. При
жизни мастера храм остался незавершенным.Гауди погиб в Барселоне 10 июня
1926, сбитый трамваем неподалеку от собора. На рубеже 20–21 вв.
развернулись работы по достройке начатого храма. В Павильонах Гуэль
открыт персональный музей зодчего.

3906024_viewer_13 (700x525, 621Kb)

3906024_viewer_14 (700x525, 719Kb)

3906024_20120202Vx0AO9FlHoSSiHMQ_naijp_large (452x600, 358Kb)

3906024_viewer_16 (700x525, 741Kb)

3906024_viewer_17 (700x525, 707Kb)

3906024_viewer_18 (700x525, 725Kb)

3906024_viewer_19 (700x525, 695Kb)

3906024_viewer_20 (700x525, 742Kb)

3906024_viewer_21 (700x525, 659Kb)

3906024_20120202appk3zbyx2PILqBL_G3Oqh_large (436x600, 342Kb)


28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время
Хосе Мария Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и
внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом
вознесутся восемнадцать башен - в честь двенадцати апостолов, четырех
евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их
символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте
центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы,
доминирующей над Барселоной. Гауди считал, что его творение не должно
возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком,
которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора.
На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый
архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».