Свой бизнес: Опыт открытия ателье

Появлению идеи помог случай: приятелю понадобилось починить молнию на
кожаной куртке. Работы на 20 минут, а взяли за нее 100 рублей.
Возникла мысль: а сколько же можно заработать на таких "сторублевых"
заказах в день? Ровно через месяц порог нашего ателье переступил первый
клиент.

Какое-то время ушло на поиск денег (заняли у знакомых), какое-то - на
ликбез в юридических вопросах предпринимательской деятельности.
Остановились на самом простом варианте - регистрации ПБОЮЛ.
Тогда, год назад, для оформления документов необходимо было посетить
администрацию района, налоговую инспекцию и Пенсионный фонд. Сейчас -
только две последние организации. Весь процесс регистрации занял 3 дня и
не стоил ни копейки - как студента, меня освободили от уплаты госпошлины
(около 100 рублей).

Параллельно с этим искали место под аренду. Пришлось объездить полгорода,
чтобы найти то, что нужно. Очень маленькое помещение (8 м2), зато с
выгодным месторасположением: большой людской поток, рядом много жилых
домов. Вдвоем с компаньоном сделали за 3 дня полный ремонт - от
выравнивания стен и потолков до крепления светильников в примерочной
кабинке. $200 ушло на предоплату месяца аренды. Это слишком много, как мы
поняли позже. Сказались отсутствие опыта и спешка.

Оборудование взяли в аренду, затем постепенно выкупили. В целом открытие
ателье по ремонту и пошиву одежды обошлось в $600. Через 3 месяца
стартовые вложения вернулись в виде прибыли.

Реклама

На рекламу денег не жалели. По заказу нам изготовили 5-метровую вывеску
($70). За неделю до открытия в близлежащих микрорайонах развесили яркие
цветные объявления. Не маленькие серые бумажки, а большие цветные листы
формата А4. Тираж - 500 штук. Это принесло свои плоды. С первого же дня
количество заказов превысило наши самые оптимистичные прогнозы. Стоит
сказать об этом особо: есть вещи, на которые денег жалеть не надо (в
разумных пределах). В нашем случае с рекламой затраты окупились во много
раз. Любой бизнес, в сфере обслуживания особенно, зависит в первую очередь
от клиентов. Поэтому не клиенты должны подстраиваться под наш график
работы, а мы - под их графики. Специально ради этого мы открыты до 20.00,
чтобы люди, возвращаясь с работы, спокойно успевали зайти к нам.

Персонал

Сейчас в ателье работают три человека. Заработная плата - сдельная. Причем
процентная ставка, по которой вычисляется зарплата (от объема выполненных
работ), - прогрессивная: чем больше сделал, тем больше причитается.
Это один из стимулов к тому, чтобы работать открыто, без "левых" заказов.

Такая проблема доставляет больше всего беспокойства. Мы пытались ее решить
следующим образом. Во-первых, зарплата - выше средней по городу,
выплачивается раз в неделю. О том, что в случае "левых" заказов последует
немедленное увольнение, мы предупреждаем каждого в первый же день работы.

Прецеденты были. Цель? Человек должен дорожить своим местом.
Во-вторых, ведется строгий учет квитанций, по специальному журналу можно
проследить движение каждой из них. Кроме того, периодически просим
знакомых зайти в ателье и сделать заказ. При этом обращаем внимание не
только на правильность оформления квитанции, но и на качество
обслуживания.

Наконец, главное: есть смысл в качестве "главного на производстве" ставить
своего человека, лучше родственника. Мы использовали эту возможность.
Важно, чтобы ему можно было доверять и он знал дело как свои пять пальцев.
Без этого сложно организовать и контролировать бизнес".

На заметку
затраты на открытие мини-ателье

Аренда за 8 м2 $200/мес.
Реклама $90
Ремонт помещения $70
Оборудование
(минимальный комплект) $200
Прочие расходы $40
Итого $600

Василий Марков, Деловой Петербург (Saint Petersburg Business Guide)
Мы нашли это тут: http://www.openbusiness.ru/html/atelje.htm