Интернет-кафе как собственный бизнес
Последние несколько лет очень популярной темой запроса в поисковых системах является «бизнес-план компьютерного клуба». Компьютерный клуб как вид предпринимательской деятельности вызывает у людей гораздо больший интерес, чем банальный продуктовый ларек. Почему это происходит? Может быть, малый бизнес в нашей стране начинает наконец-то приобретать человеческое лицо? Попробуем в этом разобраться.
Прежде всего, необходимо изучить теорию этого бизнеса и возможные бизнес-модели. Компьютерный клуб относится к предприятию сферы услуг, и основная услуга клуба — это предоставление в аренду населению отдельных компьютеров и установленного на них программного обеспечения. Если в помещении клуба организована барная стойка, то такое заведение гордо именуется интернет-кафе. Соответственно разделяют различные модели этого бизнеса:
Компьютерный клуб (основной предмет аренды — компьютерный игры)
Компьютерный интернет-клуб (помимо компьютерных игр добавляется услуга доступа к сети интернет)
Интернет-кафе (наиболее объемлющая модель, объединяющая в себе компьютерный зал с интернет доступом и небольшую барную стойку с парой-тройкой столиков — кафе)
Интерес к этому бизнесу не ослабевает по причине постоянно растущего спроса, требующего расширения возможных предложений. Информатизация нашего общества увеличивается с каждым годом и до предела еще далеко. Повсеместно в школах начинают преподавать информатику на современном уровне, в институтах рефераты принимаются только в печатном виде, на работе от служащих все чаще требуют знания ПК, да и в быту компьютер уже перестал быть просто дорогой игрушкой. Но тем не менее стоимость самих аппаратных средств в 300-500 долларов США для рядового гражданина остается неподъемной суммой и здесь на помощь приходят компьютерные клубы. За небольшую плату любой посетитель может сделать с компьютером все что пожелает в пределах разумного, и если для детей основным решением являются компьютерные игры, то взрослых интересуют вещи более практичные — интернет предоставляет широкие возможности для общения и поиска необходимой информации. В последнее время появились также онлайновые игры, которые требуют наличия интернет-доступа. И здесь компьютерные клубы приходят на помощь, предоставляя своим клиентам не просто возможность поиграть в интересную игру, а фактически вторую после реальной основной жизни — виртуальную, где каждый может создать себе другое «я», порой совершенно отличное от первого.
Но не только постоянно растущий спрос вызывает интерес предпринимателей. В обществе постоянно муссируются слухи о сверхприбыльности этого вида бизнеса, и при сравнительно небольших затратах, которые может себе позволить любой начинающий бизнесмен, компьютерные клубы окупаются менее чем за полгода. Но, как водится, истины не существует. На один удачный проект приходятся десятки и сотни клубов, влачащих жалкое существование независимо от своего размера, будь это 10 компьютеров или 100.
Что делает человек, до которого дошли слухи о доходности компьютерных клубов? Начинает собирать информацию. Вершиной этой информации как раз и является пресловутый бизнес-план компьютерного клуба. Заполучив вожделенное сокровище, бизнесмен начинает действовать. Владельцы компьютерных клубов четко делятся на две категории: людей, которые в компьютере однозначно узнают только кнопку включения и людей, связанных с информатикой профессиональными связями. Здесь надо заметить, что компьютерный клуб не является исключительно техногенным проектом, поэтому и у первой категории, и у второй есть в этом бизнесе и сильные, и слабые места. Собрать компьютеры и смонтировать локальную сеть недостаточно, необходимо еще правильно организовать сам бизнес-процесс, т.е. круговорот денег в среде компьютерного клуба, так, чтобы из этого круговорота регулярно получался достойный осадок в виде прибыли.
Компьютерный клуб как бизнес складывается из двух составляющих: технической и тактической. В техническую составляющую входят компьютеры, локальная и электрическая сети, программное обеспечение. Тактическую часть составляет помещение, уровень ремонта, дизайн интерьера, организационный подход к ведению бизнеса. В соответствии с этим разделением выделяются и две основные ошибки начинающих владельцев компьютерных клубов.
Люди, не связанные с компьютерами, но имеющие непосредственное отношение к среде бизнеса, грамотно выбирают помещение с небольшой арендной платой, не требующее дорогого ремонта, расположенное на оживленной магистрали города, которое будет обеспечивать достойный поток клиентов. Но устанавливают в это помещение неграмотно собранные компьютеры, вынуждены доверяться постороннему системному администратору, который никак не связан с конечной прибылью, а потому безразличен к качеству и количеству программного обеспечения, каналу интернет-доступа и уровню знаний дежурных администраторов. Поэтому более 20 процентов компьютерного оборудования в таких клубах постоянно находится в нерабочем состоянии, а в оставшихся 80ти процентах функционально работает только безопасный режим операционной системы. Такое положение отпугивает потенциальных клиентов, заставляя обращаться их к услугам конкурентов.
Академики от информатики, наоборот же, собирают прекрасные недорогие компьютеры, устанавливают в локальной сети только свитчи, тонко настраивают операционную систему и систему резервного копирования, позволяющую в случае сбоя восстановить работоспособность компьютера в считанные минуты, постоянно устанавливают свежие игры, организуют файл-сервер с фильмами и музыкой. Но все это происходит в каком-нибудь подвале на краю промышленной зоны или, наоборот, в современном торговом центре с заоблачной суммой арендной платы. И все великолепие технической организации процесса не может принести достойной прибыли, потому что в случае с неоживленным территориальным расположением помещения клуба просто некому приносить эту прибыль, а завышенная арендная плата в слишком хорошем для компьютерного клуба помещении поглощает все возможные доходы, а порою и превышает их.
Осознавая свои слабые места, будущие владельцы замыкаются на волшебных словах: «бизнес-план компьютерного клуба», полагая, что стопка бумаг заполнит им пробелы в знаниях. Но опыт, как говорится, не пропьешь, и уж тем более не заменишь стопкой бумаг. Поэтому большинство бизнес-планов, встречающихся в Сети, не может удовлетворить спрос начинающих предпринимателей. Девяносто процентов из них написаны такими же жаждущими бизнеса новичками, не основаны на реальном опыте, и потому не несут в себе никакой ценной информации. Оставшиеся десять процентов написаны уже состоявшимися владельцами клубов, и здесь все зависит уже от уровня литературного и математического таланта автора, от его способности изложить свой ценный практический опыт на бумаге. Естественно, что такая коммерческая информация не может быть бесплатной, что далеко не всегда понимают новички. В погоне за экономией, будущие владельцы основывают свой бизнес на бесплатном бизнес-плане, т.е. фактически просто на чужом, ничем не обоснованном, мнении, возможно даже, своего соседа по лестничной клетке.
Прибыль компьютерного клуба не имеет прямой зависимости от количества установленных машиномест. И порой владелец небольшого компьютерного клуба на 10 компьютеров зарабатывает столько же или даже больше, чем владелец полноценного интернет-кафе на 50 машиномест. Основные предметы баланса здесь — занятость и средняя цена за час.
Занятость компьютерного клуба — это среднее количество времени за сутки, которое оплачено клиентами клуба. Естественно, что это время отличается в выходные и будние дни, поэтому всегда считается усредненная величина. Занятость можно считать в абсолютных и относительных единицах. Интересно, что некоторые бизнес-планы в Сети рассчитаны на 24 часовую занятость каждого машиноместа, т.е. 100%, что является просто абсурдом. Любой владелец скажет, что ночью в клубах занято не более 5-7 компьютеров, а по утрам практически все клубы, кроме центральных и монополистов, пустуют. Поэтому говорить о 100% занятости в клубе даже из 5 компьютеров полностью бессмысленно. Занятость приносящих прибыль компьютерных клубов колеблется от 30 до 60 процентов и зависит от количества машиномест и емкости потока клиентов в данном помещении. Закон занятости: при увеличении количества машиномест занятость уменьшается по функции гиперболы (1/х).
Средняя цена аренды компьютерного времени в клубах одного сегмента рынка всегда одинакова и колеблется по России от 10 до 30 рублей за час игрового доступа. Интернет-доступ тарифицируется практически так же, только к сумме аренды самого компьютера прибавляется стоимость предоплаченного трафика. Такая стабильность ценовой политики клубов вполне очевидна, ввиду того, что программное обеспечение во всех клубах абсолютно одинаково (Windows, Counter-Strike, Warcraft, Starcraft и т.д.), а аппаратное обеспечение отличается разве что торговой маркой сборщика системных блоков. В таких условиях доход компьютерного клуба целиком зависит от занятости, которую может обеспечить жилой массив, в котором расположено помещение клуба. Поэтому расчет доходов в хорошем бизнес-плане должен содержать в обязательном порядке баланс занятости и средней цены за час.
Что касается интернет-доступа в компьютерных клубах, то здесь ситуация так же типична, как и средняя цена за час. При всем обилии провайдеров на сегодняшнем рынке цена мегабайта трафика в различных интернет-кафе одинакова и составляет около 3 рублей, причем эта цифра является практически себестоимостью информации, покупаемой у провайдера. Дело в том, что стандартный объем трафика, потребляемого небольшим компьютерным залом в спальном районе города, т.е., фактически, местными жителями, колеблется около 5 гигабайт в месяц. За такой объем информации и достойный канал более 1Мб/с все провайдеры, словно сговорившись, требуют от 7 до 10 центов за мегабайт. Причем, если у провайдера второго уровня в абонентскую плату уже входит предоплаченный объем информации, то провайдер первого уровня требует деньги за «поддержание канала связи» в таком объеме, что сводит на нет вдвое меньшую стоимость трафика, чем у своей дочерней компании.
В таких условиях проблему тарификации количества информации, получаемой из всемирной сети, в компьютерном клубе решают двумя способами. Первый способ заключается в ограничении канала доступа каждой рабочей станции клуба до экономически эффективного уровня в 64 кбит/с. На такой скорости посетители клуба физически не могут скачать больше информации, чем они оплачивали. Недостаток этого способа — низкая скорость соединения, которая не может уже на сегодняшнем этапе удовлетворить искушенного пользователя. Второй способ — это применение билинговых систем внутри клуба, т.е. перепродажа трафика посетителям клуба. В этом случае в стоимость часа интернет-доступа входит стоимость предоплаченного трафика и в прейскуранте появляется новая строчка: 1Мб дополнительного трафика — 3 рубля. Недостаток этого способа — высокая цена трафика для рядового пользователя, поэтому многие клиенты просят отключать отображение мультимедиа информации в браузере по умолчанию.
Наша Российская действительность накладывает отпечаток также и на эту отрасль бизнеса, и все модели компьютерных клубов делятся еще на две подкатегории: легальную и подпольную. Дело в том, что первоначальная привлекательность от капиталоемкости этого бизнеса омрачается лицензионной политикой компаний правообладателей программного обеспечения. Недостаточно просто купить компьютеры и объединить их в локальную сеть, необходимо установить на них лицензионное программное обеспечение, суммарная стоимость которого для каждого компьютера может обернуться практически в половину его стоимости, что увеличивает первоначальные расходы в полтора раза. Лидером по сборам в этом секторе расходов является корпорация Майкрософт, специальное соглашение которой (Rental Agreement) допускает использование только коробочных (BOX) версий ее продукции. Причем приобретение отдельной копии продукта для КАЖДОГО компьютера является обязательным условием соглашения. Таким образом, устанавливая в своем клубе 20 компьютеров, владелец обязан приобрести 20 коробочных версий операционной системы Windows, которая стоит не менее 160 условных американских единиц за коробку. Правда, разрешается использование OEM версии Windows XP, которая стоит уже от 70 у.е. за экземпляр, но эта достойная скидка не менее достойна хлопот в настройке этой операционной системы для использования в компьютерном клубе, поэтому большинство организаторов клубов делают свой выбор все-таки в пользу 98SE.
Основное программное обеспечение клубов — компьютерные игры, также являются предметом правообладания различных организаций, которые не отстают от Майкрософт в погоне за «грандиозной» прибылью от компьютерных клубов. Каждая лицензионная игра должна быть куплена в том количестве копий, в котором она установлена в компьютерном клубе. И если позицию известного монополиста можно понять, то позиция фирм правообладателей компьютерных игр более чем неясна. Ведь по сути, компьютерные клубы, устанавливая свежие современные игры на своих компьютерах, рекламируют новые игры в среде своих пользователей, вызывая у последних заинтересованность в покупке каждой новой понравившейся игры для домашнего использования, т.е. стимулируют рост продаж.
Исходя из своих финансовых возможностей владельцы компьютерных клубов делятся на сторонников и противников политики лицензирования программного обеспечения, хотя будь она, эта политика, более лояльной по отношению к компьютерным клубам, сторонников у нее, а соответственно и денег в кармане правообладателей было бы больше. Соответственно, клубы делятся не легальные и подпольные, потому что не заплатив хотя бы за один документ, нет смысла платить и за остальные. Поэтому большинство мелких клубов существуют без Rental Agreement, сертификата СЭС, разрешения на право деятельности и т.д. Что интересно, такой подпольный вариант более привлекателен как бизнес, потому что маленькие клубы окупаются значительно быстрее, чем крупные, ввиду более высокой занятости и меньшей капиталоемкости.
Возвращаясь к вопросу о компьютерном клубе, как виде бизнеса, приходится с горечью констатировать, что человеческое лицо в данном случае начинают приобретать пока только клиенты этих заведений. Избалованные супермаркетами, торговыми марками, общим ростом уровня жизни, граждане жаждут приобщиться к непонятной им пока информатизации и компьютеризации. И что же они встречают на своем пути? Подвальные помещения, сырые стены, морально устаревшую технику, модемный интернет — вот составляющие большинства компьютерных клубов нынешней России. Впрочем, это спутники любого периода первоначального накопления капитала, а именно этот период тянется в этой отрасли бизнеса уже несколько лет, и вот уже близится к концу. Только совсем недавно крупные капиталы начали обращать внимание в сторону интернет-кафе, совсем скоро внимание перерастет в интерес, а затем и эта потребность нашего общества будет достойно удовлетворена. Но пока свободные места на этом рынке остаются, и желающие еще могут занять свою нишу. Так что спешите обогатиться (разориться). Компьютерные клубы ждут своих хозяев.
Дмитрий Петров
Компания «КомпКлабс»