Детское коллективное творчество - как делать аппликации с детьми

Старший дошкольный возраст
На занятиях по рисованию, лепке и аппликации дошкольники усваивают навыки совместной деятельности. Они учатся договариваться о содержании коллективной работы, обсуждать приемы и композиционные решения, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
До начала занятия педагог должен четко спланировать этапы работы, продумать, как разместить материалы и оборудование. При распределении заданий учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, уровень умений и навыков.
Экскурсии, беседы, рассматривание иллюстраций и репродукций на подготовительном этапе расширят знания детей по теме, сформируют у них яркие образы и желание воплотить их в рисунке или аппликации. При обсуждении будущей работы важно подчеркнуть необходимость совместных усилий для достижения наилучшего результата и невозможность воплотить масштабный замысел без помощи других детей.
Во время занятия основной задачей педагога является создание условий для творческого взаимодействия детей, для формирования умений совместно решать художественные и технические задачи. Доверительная атмосфера в процессе работы (при обсуждении деталей оформления, выборе места их размещения), желание помочь товарищу и умение принять эту помощь - все это сближает детей и сказывается на качестве работы.
На заключительном этапе занятия воспитатель должен не только обсудить результаты деятельности детей, но и отметить, что никто из них в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет дошкольникам ощутить преимущество совместной деятельности, создаст положительный эмоциональный настрой для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Примерные конспекты занятий

"Яблоня в цвету"
(аппликация)
Цель. Учить вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной "гармошкой"; продолжать учить приему гофрирования бумаги. Развивать глазомер и координацию движений рук при рисовании тычком. Учить обсуждать композицию, выслушивая мнение других детей. Развивать воображение.
Материал. Картон или ватман формата А2 с изображением ствола и ветвей яблони; полоски бумаги зеленого и белого цвета (5x10 см) на каждого ребенка; изображения бабочек; желтая гуашь, тычки, клей, ножницы, карандаши. Музыкальное сопровождение по выбору воспитателя. Стихотворение Н.Забилы "Яблонька".
Ход занятия
Воспитатель (показывает изображение яблони).
Солнышко весеннее
Ярче с каждым днем.
Мы сажаем яблоньку
Б садике своем.
Маленькую яблоньку
Мы водой польем.
Песенку веселую
Про нее споем:
"Расти, расти, яблонька,
Подрастай!
Цвети, цвети, яблонька,
Расцветай!"
Посмотрите, какая стройная яблокька выросла! Жаль только, нет на ней ни листьев, ни цветов. Давайте все вместе поможем яблоне одеться в зеленые листочки и зацвести.
Воспитатель показывает детям приемы выполнения работы.
Бумагу зеленого цвета сложить гармошкой так, чтобы получился прямоугольник, из которого "на глаз" вырезается овальный лист. Готовые листья гофрировать наискосок, чтобы получились прожилки.
Бумагу белого цвета сложить пополам, из полученного квадрата вырезать круг. Положив его на ладонь, тупым концом карандаша продавить середину; при вращении карандаша сформировать объем цветка.
Листья и цветы приклеить частично (на каплю клея), чтобы сохранить объемность деталей аппликации.
Желтой гуашью при помощи тычка выделить серединки приклеенных цветов.
Дети приступают к работе. Те, кто выполнил задание раньше других, по желанию дополняют общую композицию травой (из обрезков зеленой бумаги) и бабочками, используя прием частичного приклеивания.

Воспитатель. Вот и расцвела наша яблонька. Сколько на ней свежих зеленых листьев. На ее душистые цветы слетелись яркие бабочки. У ее корней растет мягкая и густая трава. Вы дружно потрудились, а теперь отдохните под этим чудесным деревцем.
Дети рассаживаются рядом с работой на ковер, еще раз рассматривают ее, выделяя наиболее понравившиеся детали.
Какая она, наша яблоня? (Дети подбирают эпитеты.)
Какие еще деревья и кустарники расцветают весной? Что появляется на плодовых деревьях, когда они отцветают? (Ответы детей.)
Оформленная работа размещается в уголке природы.


"Розы в вазе"
(аппликация из природного материала)
Цель. Учить создавать композицию из разных материалов. Учить вырезать силуэт вазы из бумаги, сложенной вдвое; используя яичную скорлупу, декорировать поверхность еазы. Развивать мелкую моторику. Продолжать учить создавать коллективную аппликацию, обсуждая детали работы и координируя собственный замысел с общей композицией. Развивать воображение.
Материал. Лист картона формата А2, засушенные "розы" из кожуры апельсина, вырезанной по спирали; засушенные листья папоротника; цветной картон для вазы, дробленая яичная скорлупа, клей ПВА, ножницы, вата для приклеивания роз.
Ход занятия
Воспитатель. Какое растение называют королевой цветов? (Розу.) Как вы думаете, почему? Чем вам нравятся розы? (Дети отвечают.) Давайте сделаем праздничный букет для наших мам.
Воспитатель распределяет работу, напоминая, что с природным материалом следует обращаться осторожно - он хрупкий.
Два ребенка, вырезав силуэт вазы, приклеивают его на картон. Затем смазывают клеем, посыпают скорлупой, прижимая ее салфеткой, после чего лишнюю скорлупу стряхивают.
Остальные дети приклеивают на общую работу листья папоротника.
На каждую розу с обратной стороны наклеивают кусочек ваты, затем, смазав вату клеем, размещают цветы на картоне.

Воспитатель. Как красиво! Чудесные цветы! Вы дружно работали, все постарались, поэтому получился такой большой, пышный букет.
Дети могут выполнить в подарок мамам индивидуальные работы, используя в композиции одну или три розы.


"Ромашки в корзине"
(аппликация)
Цель. Закреплять умение вырезать круги,
складывать бумагу "гармошкой" и разрезать ее на полоски по линии сгиба; создавать объемное изображение лепестков ромашки, сгибая бумагу петлей. Закреплять навык переплетения полос бумаги. Продолжать учить работать сообща. Развивать воображение.
Материал. Цветной картон или тонированный ватман формата А2; вырезанный из картона силуэт корзины с прорезями для переплетения. Бумага коричневого и оранжевого цвета (1/4 листа формата А4) - на двоих детей. Клей, ножницы, бумага зеленого (1/4 листа формата А4), желтого (квадрат 7x7 см) и белого цвета (1/2 листа формата А4) на каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель.

Желтоглазые подружки
На лугу кружились,
Без диванов и подушек
Спать они ложились.
Утром рано все вставали,
Дружно наряжались.
В белоснежных сарафанах
Снова в пляс пускались.
Что это? (Ромашки.)
Как выглядят эти веселые цветы? (Дети отвечают.) Если мы все вместе постараемся, то сможем собрать целую корзину ромашек и украсить ими нашу группу к празднику 8 Марта.
Воспитатель распределяет задания. Два ребенка складывают бумагу оранжевого и коричневого цвета "гармошкой", по линиям сгиба разрезают на полосы и вплетают их в силуэт корзины. Остальные дети складывают зеленую бумагу "гармошкой" и "на глаз"вырезают несколько длинных листьев- Из бумаги желтого цвета вырезают круг - середину цветка. Бумагу белого цвета складывают "гармошкой", разрезают по линиям сгиба на полоски, сгибают их пополам петлей и приклеивают края полосок к обратной стороне середины цветка. Ромашки размещают на подготовленном фоне. Для придания композиции объемности используется способ частичного приклеивания готовых цветов и листьев.
Воспитатель. Если бы кто-нибудь из вас захотел сделать такой большой букет, долго ему пришлось бы трудиться! Каждый сделал один цветок, а все вместе - замечательную композицию в корзинке.
Дети самостоятельно выбирают место для оформленной работы в групповом помещении.

"Цветы для наших мам"
(ручной труд)
Цель. Знакомить детей со свойствами жатой креповой бумаги. Учить делать объемные цветы (розы, васильки, астры, дельфиниумы) и составлять из них композицию; использовать в работе бросовый материал. Формировать умение работать сообща.
Материал. Лист картона или ватмана формата А2, гофрированная креповая бумага разного цвета, проволока для стеблей и закрепления цветов, клей ПВА, ножницы, карандаш, "подложка" из коробки конфет, пенопласт, силуэты бабочек.
Предварительная работа. На картон наклеить кусок пенопласта, на него пришить, вырезанный из "подложки" силуэт вазы так, чтобы он закрывал пенопласт, на котором будут фиксироваться объемные цветы. Нарезать узкие ленты из креповой бумаги зеленого цвета для оформления стеблей цветов.
Ход занятия
Воспитатель. 8 марта, в весенний день, когда мы поздравляем наших любимых мам и бабушек, в детском саду состоится праздничный концерт. Надо сделать так, чтобы зал, где он будет проходить, выглядел нарядно. Как его украсить, чтобы порадовать гостей? Что принято дарить в этот день? Какие цветы любят ваши мамы и бабушки? (Дети отвечают.)
Сегодня мы сделаем яркие и красивые цветы.
Воспитатель показывает приемы изготовления объемных цветов.
Роза. Полосу креповой бумаги (шириной 7 см, длиной 15 см) сложить пополам по длине, в сгибе немного растянуть, несколько раз обернуть вокруг стебля. Нижнюю часть головки цветка закрепить тонкой проволокой, обмазанной клеем, и обмотать ее вместе со стеблем узкой (1 см) полоской зеленой бумаги. На конце стебля бумагу закрепить клеем. Расправив и отогнув края бутона, сформировать цветок.
Таким же образом делаются астра и василек, но при их изготовлении внешний край бумаги на головке цветка разрезается на узкие полоски-лепестки.

Дельфиниум. Бумагу сложить пополам, линию сгиба надрезать (лепестки), край полоски закрепить клеем на верхушке стебля и обмотать бумагу до середины стебля по принципу винтовой нарезки. Нижний край бумаги закрепить клеем. Соцветие распушить.
Каждый ребенок самостоятельно решает, какой цветок он будет делать, и приступает к работе, по окончании которой воспитатель и дети обсуждают, как разместить цветы. В соответствии с общим замыслом композиции дошкольники составляют букет, дополняя его силуэтами бабочек, травой и листьями, которые самостоятельно вырезают из зеленой креповой бумаги.
После завершения работы педагог может предложить отгадать загадки о цветах, придумать сказочные истории о своем цветке. Можно провести сюжетную игру "Цветочная страна".

Автор: Смирнова Татьяна Викторовна, педагог "Школы для дошколят"

 

Источник: журнал «Ребенок в детском саду» за 2006 /1, статья  «Детское Коллективное творчество».

Комментарии

А где найти другие конспекты из этого журнала по охране прав ребёнка?

Так красиво. Спасибо за материал. Буду потихоньку собирать подобные инструкции для своих детей =)