Апельсиновые цветы

На свой праздник (а он у нас женский) всегда хочется, чтобы было что-нибудь «этакое» - если торт, так «Наполеон», если шляпа, так с перьями, ну а цветы… из апельсинов! Итак, начинаем.

Подготовительный этап работы помогает детям узнать что-то  новое по теме, формирует у них ярки образы природы и желание воплотить их в собственной  изобразительной деятельности. Для этих целей я использую экскурсии, беседы, рассматривание репродукций и других иллюстраций, отгадывание загадок, чтение стихотворений.
Основной этап включает планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Педагог создает условия для творческого взаимодействия детей в коллективе, для развития их художественного вкуса.
Заключительный этап – это период «взаимодействия» детей с выполненной работой. Проводятся беседы, дискуссии, игры. Дошкольники учатся обсуждать работы, учитывая мнение товарищей. Авторы произведения договариваются, куда его лучше всего повесить или что можно украсить с его помощью. Педагог обращает внимание детей на то, что одном человеку такую работу сделать очень трудно, то ли дело – дружным коллективом!
Коллективные формы работы можно использовать, начиная с трехлетнего возраста. В состав группы могут входить и дети разного возраста.

Цветы для любимых мам
Задачи: научить детей работать с гофрированной креповой бумагой, изготавливать объемные цветы (розы, васильки, астры, флоксы) и составлять объемную композицию из цветов и листьев.
Материалы: лист картона размером с половину листа ватмана, гофрированная креповая бумага (желтая, алая, голубая, фиолетовая), веточки для стеблей, клей ПВА, тонкая проволока для закрепления цветов на стебле, ножницы, карандаш, подложечка для конфет из коробки, кусок пенопласта.
Как сделать. Заранее подготовить чашу для цветов: кусок пенопласта приклеить к картону или закрепить проволокой. С помощью обычной иголки с ниткой пришить к нему стежками подложечка из конфет, в которую затем вставляются цветы. Пенопластовая основа при этом не должна быть заметна. Полоску бумаги алого цвета сложить пополам по длине, в сгибе немножко растянуть, обернуть два-три раза вокруг палочки-стебелька. Прихватывая бумагу маленькими стежками сформировать розу, закрепить цветок проволокой, обмазать его нижнюю часть клеем. Круговыми движениями обмотать стебель цветка.
Таким же образом можно изготовить астру и василек. Но для этих цветов надрезы делаются до уровня середины бумаги. Для изготовления флоксов бумагу складываем пополам, надрезаем до половины ширины листа (как для васильков) по линии сгиба и закрепляем на конце стебля каплей клея. Оборачиваем вокруг стебля по типу винтовой лестницы.
Цветы вставляют в вазу и дополняют листьями и спиралями из бумаги, предварительно накрученными на карандаш для оживления композиции можно использовать силуэты бабочек и других насекомых.

Ромашки в корзине

Задачи: развивать у детей пространственное воображение, творчество, учить вырезать детали по контуру, вырезать круги, складывая бумагу гармошкой, разрезать бумагу на полоски и переплетать их для изготовления полотна, делать объемную аппликацию из сложенной пополам бумаги, составлять композицию из цветов и листьев.
Материалы: лист цветного картона, равный половине листа ватмана, иллюстрации с композициями из ромашек и других цветов, контуры листьев на цветной бумаге или трафареты листьев из плотного картона, простые карандаши, листы белой, коричневой и оранжевой бумаги, разлинованные на полоски, желтая бумага для середины ромашки, клей, ножницы.
Как сделать. Перед изготовлением композиции загадать загадку о ромашках, рассмотреть иллюстрации с композициями из них. Обсудить, из чего состоит цветок ромашки, выяснить, как нужно сделать корзину (переплетая полоски бумаги двух цветов). Предложить собрать ромашки в корзину и украсить уголок природы в группе или прихожей. Распределить работу среди детей: одни оформляют корзину другие вырезают листья по контуру, третьи разрезают белую бумагу на полоски. Каждую полоску склеивают так, чтобы получилась петелька. Все петельки-лепестки приклеивают на желтый кружок – середину цветку, а из зеленой бумаги вырезают листья. Вся группа составляет композицию.

Яблони в цвету
Задачи: развивать у детей эстетическое восприятие, воображение, творчество, учить вырезать симметричные фигуры из сложенной гармошкой бумаги по контуру, закреплять прием гофрирования бумаги, развивать глазомер и координацию кисти рук, рисуя тычком кисти.
Материалы: лист картона размером в половину листа ватмана с приклеенными изображениями ствола, ветвей яблоки, полоски зеленой и белой бумаги, изображения бабочек, желтая гуашь, клей, ножницы, карандаши.
Как сделать. Прочитать стихотворение о цветущей яблоне. Предложить детям помочь яблоньке одеться в зеленые листочки и зацвести белыми или розовыми цветками. Дети складывают бумагу гармошкой и вырезают листья и круги для цветков. Листок яблони нужно сложить пополам, затем гофрировать наискосок и расправить. Получиться объемный лист яблони с прожилками который нужно приклеить только за один конец. Берем карандаш, вставляем его тупым концом в центр кружка белой бумаги и вращаем до получения объемного цветка. Приклеиваем цветок к основе. Тычком кисти желтой гуашью рисуем тычинки. Прикрепляем полоску травы и бабочек (насекомых приклеиваем за туловище, отгибая крылья, чтобы они казались более выразительными).
В конце занятия все рассматривают яблоньку, любуются ее, вспоминают, какие деревья и кустарники растут весной, что у растений появляется после цветения. Дети играют в игру «Кто вспомнит больше всего слов, связанных с яблоней?»

Ваза с розами
Задачи: развивать у детей фантазию и творчество, учить создавать композицию из природного материала вырезать силуэт из бумаги, сложенной вдвое, украшать аппликацию яичной скорлупой, развивать моторику руки и аккуратность при наклеивании листьев и цветков из апельсиновой кожуры.
Материалы: лист картона размером в половину листа ватмана, засушенные розы из апельсиновой кожуры, вырезанной по спирали, листья папоротника, картон для вазы, яичная скорлупка, клей ПВА, ножницы, вата.
Как сделать. Воспитатель спрашивает у детей, какой цветок и почему называют королевой цветов. Кому нравятся розы? Предлагаем сделать красивый букет для мам, для чего распределяет обязанности детей. Два ребенка вырезают вазу и наклеивают на нее яичную скорлупу. (Намазывают клеем силуэт вазы, посыпают ее скорлупой, прижимают салфеткой, лишнее стряхивают). Затем располагают композицию на картоне и приклеивают листья папоротника. Чтобы закрепить розу, намазывают клеем ее заднюю часть, приклеивают кусочек ваты, к которой и прикрепляют цветок. Работать с природным материалом нужно очень осторожно, так как он хрупкий и требует определенной сноровки и времени для прочного приклеивания.
В итоге работу рассматривают и выбирают самую красивую розу. Аппликацию можно выполнять и индивидуально, уменьшив в букете количество роз до одной-трех.

Литература:
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2000; Комазова Т.С., Савенкова А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Автор: Смирнова Татьяна Викторовна, педагог "Школы для дошколят"

Источник: журнал «Обруч» за 2006 год № 1