Платье. История эволюции

Платье – древнейший вид одежды, присутствующий в гардеробе практически каждой представительницы прекрасного пола, желающей выглядеть женственно. Оно значительно эволюционировало, пройдя долгий путь от звериной шкуры до современного многообразия фасонов.

Поначалу не было разделения на мужскую и женскую одежду. Прообраз платья зародился в Древней Греции. Два куска материи скреплялись декоративными булавками на плечах и поясом на талии. Для мужчин этот наряд назывался хитон, для женщин – пеплос. Эту идею подхватили и римляне, особое внимание уделяя формированию драпировки, красиво подчёркивающей формы женского тела. Византийцы усовершенствовали фасон, пришив полноценные рукава. В одежде появилась многослойность – её одевали одну на другую. В таком виде получили тунику славяне, назвав её рубахой. До XVIII века женщины на Руси носили рубаху, а сверху сарафан. Затем Пётр I ввёл указ следовать европейской моде.

Средневековая европейская дама XII–XIV веков, по свидетельствам полотен и литературных источников того времени, производила впечатление хрупкого невесомого создания с покатыми плечами, узкой талией, длинными узкими кистями и одухотворённым лицом. Неужели модницы тех врёмен измождали себя диетами? Подобный образ формировался, конечно же, платьем. Его конструктивные особенности поднимали линию талии до груди, корсет стягивал грудь, пышная юбка ниспадала мягкими фалдами. Эффект тонкой шеи достигался глубочайшим декольте, отороченным мехом, удлинённые пропорции рук – тесно облегающими рукавами, закрывающими кисть.

Итальянки эпохи Возрождения рассматривали моду как проявление естественности и гармоничности. Платье повторяет пропорции фигуры – талия возвращается на своё место, бюст не стягивается, а мягко подчёркивается. Юбка с мягкими складками опускается до земли. Другого мнения о красоте платья придерживались в Испании XVI–XVII веков, заковывая женщину в «клетку» из натянутой на каркасы ткани, силуэтом напоминающей песочные часы. Юбка, лиф, огромные рукава, и даже облегающий шею жёсткий воротник без единой складки натягивались на каркас. Талия стягивалась жёстким корсетом.

Наряды француженок XVIII века очень женственны и кокетливы. В противовес испанским наглухо закрытым одеждам, платья имеют глубокое декольте, корсет не сплющивает грудь. Юбка на П-образном корсете, очень широком в бёдрах, соблазнительно покачивается при ходьбе. Очень узкие рукава у локтя неожиданно продолжаются каскадом кружева. Юбка чуть-чуть укорачивается, давая возможность продемонстрировать туфельку.

Конец XVIII – начало XIX веков ознаменованы возвращением в античность. Корсет забыт, платье представляет собой длинную тонкую рубаху с коротким рукавом и высоко поднятым над талией лифом с глубоким декольте. Во второй половине XIX века изобретён кринолин, более лёгкий потомок испанских и французских каркасов. Гладкая поверхность юбки на колоколообразном кринолине украшалась лентами и воланами. Талия вновь подчёркивалась корсетом. В 70-х годах XIX века на смену кринолину приходит турнюр, пикантно увеличивающий заднюю часть юбки. Турнюр украшался бантами, воланами и оборками.

Прошедшие века сильно меняли фасоны платья, оставляя неизменным только его длину. И только в 1905 году французскими дизайнерами юбка была поднята до лодыжки, что в последствии породило революционную моду 20-х годов. Силуэт принял более узкие очертания с заниженной талией и длиной до колен. Появилось понятие делового платья. В 30-е годы юбка опустилась чуть ниже – до середины икры. Очень популярны были фасоны в стиле «вамп» - плотно прилегающие к телу и «чарльстон» с заниженной талией и юбкой с двумя воланами.

40-е военные года диктовали модели, исходя из принципа экономии ткани. Многие надели форму. 50-е характеризовались тяготением к элегантности, довоенные тенденции развивались и трансформировались в нечто новое. В 60-е становятся популярными мини-юбки и этнический стиль.

Современная мода позволяет носить практически любой фасон платья, ориентируясь на вкус и особенности фигуры. Безусловно, это та одежда, которая отличает женщину от мужчины, хотя изначально это и было не так.

Ключевые слова: