Полезные советы тем, кто собрался в круиз
Полезные советы тем, кто собрался в круиз
Морские круизы всегда считались оптимальным выбором для туристов, желающих за один отпуск побывать сразу в нескольких странах. Не надо мучаться с переездами, упаковкой-распаковкой чемоданов, новыми устройствами в гостиницах. А с тех пор, как круизы перестали представляться несбыточной мечтой для российских туристов, на борту лайнеров почти любой круизной кампании можно встретить и наших соотечественников. Впрочем, став более доступными, круизы пока еще остаются не совсем привычным видом отдыха и вызывают немало вопросов. На самые распространенные из них сегодня отвечают специалисты круизной компании «Виа Марис».
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАТЬ КРУИЗ, ЛАЙНЕР, КАЮТУ?
Вне зависимости от размера, все крупные лайнеры предоставляют основные виды услуг: размещение, питание, экскурсии в портах, развлечения на борту. О стандартах обслуживания можно судить по классу лайнера («стандарт», «премиум» и «люкс»).
Наилучший сервис предоставляют на кораблях, где на одного члена команды приходится не более двух пассажиров. Если для вас важное значение имеет комфорт и сервис, то стоит выбрать более высокий класс лайнера и тип каюты, возможно, пожертвовав продолжительностью круиза. Если же вы хотите больше увидеть за меньшие деньги, то можно остановиться на более скромных условиях размещения.
Продолжительность круизов составляет обычно от 7 до 14 ночей (хотя есть и менее, и гораздо более длительные путешествия), и для первого опыта лучше остановиться на непродолжительном варианте.
КАКИЕ В КРУИЗНОМ ТУРИЗМЕ СУЩЕСТВУЮТ СКИДКИ И «НАКРУТКИ»?
Практически все крупные компании предлагают скидки за раннее бронирование (обычно этот срок – полгода и более). При этом вы ничем не рискуете -- до наступления штрафных санкций можно отказаться от брони и получить назад заплаченные деньги. Многие крупные компании имеют программы «лояльных пассажиров» (т.е. предлагают скидки для вторично путешествующих с ними туристов). Все круизные компании дают скидки третьему (четвертому) пассажиру в каюте.
Никаких «накруток» в уважающей себя компании не бывает. Однако, в ряде случаев могут быть повышены тарифы. Это касается портовых сборов, правительственных пошлин и налогов. Их размеры устанавливаются правительством каждой страны и не являются компетенцией круизной компании.
Кроме того, в круизной индустрии широко распространены «чаевые». В среднем, размер чаевых – около $10 с пассажира за сутки. На одних кораблях конверты для чаевых вам положат в каюте в последний день круиза, на других – чаевые будут автоматически добавлены к вашему бортовому счету. Кроме того, 15% чаевых автоматически добавляются к счету при заказе в баре.
КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРАТЫ ОЖИДАЮТ НАС НА БОРТУ?
Если вы пользуетесь платными услугами на борту, то в конце круиза вы получаете подробный бортовой счет. Практически в любое время можно заказать в каюту напитки и закуски. За дополнительную плату на современных лайнерах предлагают оздоровительные процедуры в СПА-центрах. Можно воспользоваться услугами салона красоты или парикмахерской, сдать одежду в прачечную или химчистку. На большинстве крупных лайнеров оборудованы казино. Везде есть бортовые магазины беспошлинной торговли, разнообразные бутики, можно потратить деньги в баре или ресторане (кстати, проносить спиртные напитки на борт с берега категорически запрещено!).
Кроме того, в стоимость круиза не входит стоимость береговых экскурсий.
СУЩЕСТВУЮТ ЛИ КАКИЕ-ТО ЛЬГОТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ?
При размещении ребенка третьим или четвертым пассажиром все круизные компании предлагают значительные скидки. Возраст, до которого пассажир считается ребенком (13, 16, 18 лет), определяют сами компании. Есть и такие компании, которые предлагают бесплатное размещение детей до 18 лет в каюте с двумя взрослыми.
Дети младше 6 месяцев (в некоторых компаниях -- младше 2 лет) на борт не допускаются. В целях безопасности в круиз не допускаются и беременные женщины, срок беременности которых на момент окончания круиза превысит 6 месяцев.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОРТАХ ЗАХОДА?
Вы можете самостоятельно гулять по городу, в любое время выходя на берег и возвращаясь на борт. Выход и вход происходит по бортовым пластиковым картам. В тех случаях, когда лайнер не может подойти к пирсу, в течение всего времени стоянки между кораблем и берегом курсируют моторные катера.
Главное - вернуться на лайнер не позднее, чем до полчаса до отплытия. Лайнер опоздавших не ждет, и догонять его в следующем порту придется за свой счет.
КАКУЮ ОДЕЖДУ ВЗЯТЬ С СОБОЙ В КРУИЗ?
Для прогулок по палубе лучше всего подойдет обувь на низком каблуке и нескользящей подошве. А в остальном, одежда и обувь для круиза ничем не отличаются от экипировки на обычном курорте. Понадобится спортивная и повседневная одежда. Для прохладных вечеров может пригодиться свитер или куртка. Не забудьте также про купальник и головной убор от солнца. Для ужина в ресторане подойдет свободная или полуформальная одежда, однако проводятся приемы и с вечерней формой одежды.
Если предполагается посещение на берегу храмов и монастырей, следует взять с собой соответствующую одежду.
КАК ОРГАНИЗОВАНА МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА БОРТУ?
Медицинский центр для решения экстремальных или неотложных медицинских проблем есть на борту каждого корабля. При необходимости бортовой врач выпишет направление в клинику в ближайшем порту, в крайних случаях -- вызовет с берега вертолет. Стоит учесть, что медпомощь на борту – платная.
В любом случае, все пассажиры обязаны иметь медицинскую страховку. Следует также иметь в виду, что для посещения некоторых стран необходимо сделать прививки и иметь на руках свидетельства о наличии соответствующей вакцинации.
МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ «МОРСКОЙ БОЛЕЗНИ» ВО ВРЕМЯ ВОЛНЕНИЯ НА МОРЕ?
Большинство круизов проходят в теплых спокойных водах, много времени корабли находятся в портах. Кроме того, лайнеры оборудованы стабилизаторами качки. Но, конечно, на 100% гарантировать отсутствие качки не может никто.
Лучшим средством от морской болезни являются прогулки по открытой палубе лицом к ветру. На борту любого лайнера найдутся таблетки от укачивания, в крайнем случае, врач сможет сделать вам укол. Еще одним методом борьбы с морской болезнью являются специальные браслеты, которые крепятся на предплечья и надавливают на специальные точки.
А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА В КРУИЗЕ С ЗАНЯТИЯМИ СПОРТОМ И РАЗВЛЕЧЕНИЯМИ?
На борту современных круизных лайнеров оборудованы многочисленные спортивные площадки, фитнес-клубы, тренажерные залы, открытые и закрытые бассейны (правда, нырять в них запрещено, из-за небольшой глубины). Имеется и джакузи с горячей водой.
Круг развлечений на борту также широк и разнообразен. Это ежевечерние шоу, дискотека, концерты. В течение дня проводятся множество игр, спортивных турниров, конкурсов и соревнований. С детьми работают профессиональные тренеры и аниматоры.
МОЖНО ЛИ КУРИТЬ НА БОРТУ?
На большинстве лайнеров созданы зоны для курящих и некурящих. В любом случае, курение повсеместно запрещено в лифтах, ресторанах и театрах. Курение сигар и трубок разрешается только на открытых палубах, либо в сигарных комнатах.
КАК ПОЗВОНИТЬ С БОРТА ЛАЙНЕРА ПО ТЕЛЕФОНУ И ВЫЙТИ В ИНТЕРНЕТ?
Большинство круизных лайнеров оборудованы прямой спутниковой системой связи.
Во время стоянки в порту можно позвонить и по радиотелефону. Спутниковая связь более дорогая, но и более четкая и продолжает работать, когда лайнер находится в море. Стоимость минуты разговора через спутник - от $5 до $15. Заплатить эту сумму придется и в том случае, если позвонили вам.
Интернет-кафе есть на борту всех европейских лайнеров. На многих из них есть возможность подключения к сети в каюте, а также беспроводной интернет. Плата за интернет в круизе составляет в среднем 30-50 центов.
Беседовала Анна Павлова