Суррогатное материнство
Право иметь детей, безусловно, относится к одному из важнейших прав человека. Задача государства состоит в создании условий для реализации этого права, в том числе и путем создания правового режима для репродуктивной деятельности (процесса воспроизводства потомства). В целях частичного разрешения в России проблемы бесплодия, Семейный кодекс РФ (далее СК РФ) допускает возможность существования нескольких методов репродуктивной деятельности, в том числе способа, при котором эмбрион переноситься (имплантируется) в организм так называемой суррогатной матери в целях вынашивания и рождения ребенка с последующей передачей ребенка лицам, его ожидающим (ст.51 СК РФ) т. е. так называемого суррогатного материнства.(1)
Суррогатное (заменяющее) материнство является позитивным явлением, ибо преследует благородную цель - предоставление возможности женщинам, по каким-либо причинам не способным самостоятельно зачать и выносить ребенка, решить эту проблему (2).
Семейный кодекс РФ предоставляет право любой женщине детородного возраста прибегнуть к суррогатному материнству вне зависимости от того, имеет ли она сама возможностьдеторождения или же суррогатное материнство для нее только способ избежать трудностей, связанных с беременностью и родами.(3) На основании ст.35 закона РФ “ Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан“, возможность воспользоваться услугами суррогатной матери предусмотрена не только для лиц состоящих в браке, но и для одиноких совершеннолетних женщин.(4) Однако “узаконивание” суррогатного материнства в том виде, который представлен в Семейном кодексе РФ, не снимает всех юридических вопросов, возникающих на практике, и не способствует развитию этого способа репродуктивной деятельности.(5)
Целью настоящей статьи является анализ некоторых правовых проблем, связанных с репродуктивной деятельностью, и, прежде всего с суррогатным материнством. В статье рассмотрены особенности и отличия суррогатного материнства от иных способов репродуктивной деятельности, используемых в медицинской практике. Обосновывается необходимость принятия на законодательном уровне определения суррогатного материнства, охватывающего все его разновидности. Предложены варианты решения некоторых спорных вопросов, связанных с установлением родительских прав при суррогатном материнстве, требующих, по мнению автора, дальнейшего обсуждения и решения в конечном итоге на законодательном уровне. В статье приводятся аргументы в пользу расширение прав лиц, ожидающих передачи ребенка от суррогатной матери и, соответственно, уменьшения прав суррогатной матери. Предложены для дальнейшего обсуждения некоторые стороны проблемы, связанные с определением правового статуса эмбрионов, приведены соответствующие примеры из американской судебной практики.
Виды репродуктивной деятельности.
На сегодняшний день известно несколько методов репродуктивной деятельности, когда производится вмешивается в естественные процессы возникновения человеческой жизни. Медицинские технологии, используемые при этом, различны, что в конечном итоге влияет на отношения права к тому или иному методу, на методы правового регулирования.
Все существующие технологии могут быть классифицированы в зависимости от того, каким именно образом происходит процесс рождения новой жизни, чей генетический материал используется при этом и т.д. Так, например, американские специалисты М. Шапиро и Р. Спис выделяют шесть теоретически возможных способов воспроизведения человеческой жизни.
Ненатуральное осеменение (artificial insemination). Термин используется дляобозначения способа, при котором сперма мужчины попадает в организмженщины искусственным, неестественнымобразом. При этом может быть использована сперма донора или сперма супруга, либо может производиться смешивание спермы донора и спермы мужа (гомологическая и гетерологическая инсеминация). Отметим, что, как правило, речь идет о случаях т. н мужского бессилия.
Ненатуральное оплодотворение или искусственная овуляция (artificial inovulation). Термин используется для обозначения способа, при котором происходит помещение женской неоплодотворенной яйцеклетки в организм другой женщины, где уже и происходит оплодотворение естественным путем. При этом медицинские показания для применения этого метода схожи с методом искусственного осеменения, и выбор метода определяется врачами на основании индивидуальных особенностей организма женщины.
“Витрооплодотворение”или фертилизация (In Vitro). Оплодотворение вне организма женщины, “в пробирке”. В результате этого способа оплодотворенная яйцеклетка (зигота) помещается в специальный инкубатор, где она развивается до уровня эмбриона. В России этот способ традиционно именуется как экстракорпоральное оплодотворение. После этого врачи используют одну из двух операций:
а) имплантация (перемещение) эмбриона после некоторого процесса развития обратно в организм женщины, предоставившей свою яйцеклетку;
б) помещение эмбрионав организм другой женщины, где и будет происходить развитие плода. Такой метод получил наименование ненатуральная беременность(artificial womb).
Трансплантация эмбрионов. Перенос оплодотворенной яйцеклетки из организма одной женщины в организм другой женщины, где и происходит вынашивание плода.
Партеногенез. Воздействие на женскую яйцеклетку путем удвоения ее хромосомного набора (состоящего из 23 хромосом) и дальнейшее ее развитие в зародыш (ребенка).
Клонирование (clonning). Трансплантация ядра соматической (телесной) клетки в яйцеклетку, развивающейся затем в эмбрион (6). При этом используется генетический материал только одного человека.
Следует подчеркнуть, что отличие между способами, указанными в третьеми четвертом пунктах, заключается в том, что в первом случае оплодотворение происходит вне организмаженщины в “ пробирке” и затем уже помещается в организм женщины для последующего развития.(7)
Семейный кодекс содержит указание на три способа репродуктивной деятельности: искусственное оплодотворение (ч.1п.4 ст.51), имплантация эмбриона (ч.1п.4 ст.51) и имплантация эмбриона в тело суррогатной матери (ч.2 п.4 ст.51). К сожалению, СК РФ не содержит указаний на то, чтоименно следует понимать под этими терминами, что порождает ряд вопросов.
Искусственное оплодотворение.
Термин “искусственное оплодотворение”использован не только в ст.51 СК РФ, но также и в ст.52 ГК РФ. В качестве конструирующих признаков искусственного оплодотворениязакониспользует два признака:
Искусственное вмешательство (вмешательство извне) в процесс оплодотворения, (поскольку закон говорит об “искусственном” оплодотворении).
Рождения ребенком женщиной, желающей иметь ребенка. Неслучайно закон говорит о рождении ребенка “у них”, т. е. у супругов, в отличие от случаев с суррогатным материнством, когда рождение ребенка осуществляется “другой” (суррогатной) матерью (п.4 ст.51 СК. РФ).
Закон не содержит прямых указаний о том, что при искусственном оплодотворении должен быть использовандонорский материал. Поэтому следует обратиться к инструктивным материалам, раскрывающим сущность метода искусственного оплодотворения, а именно к Инструкции Министерства здравоохранения РФ N 301.
В инструкции употребляется термин “инсеминация“ для обозначения способа репродуктивной деятельности, когда сперма донора вводится женщине-заявительнице (реципиентке) (8). При этом термин “инсеминация” используется как равнозначный с термином “искусственное оплодотворение”. Инструкция не содержит указания о возможности использования яйцеклетки в качестве донорского материалаи о возможности инсеминации спермой мужа, а не донора.
Согласно классификацию американских специалистов вслучае искусственного осеменения донорским материалом является сперма, а в случае искусственного оплодотворения донорским материалом выступает яйцеклетка, при этом в том и другом случае используется генетический материал одного из супругов (сперма илияйцеклетка). В том и другом случае ребенок развивается в теле женщины-заявительницы.
Таким образом, можно сделать вывод, что ч.4 ст.51СК РФ, говорящая об искусственном оплодотворении, на самом деле предусматривает решение вопросов, связанных как с искусственным осеменением (искусственная овуляция), так и с искусственным оплодотворением, объединяя оба способа одним термином – «искусственное оплодотворение».
Представляется необходимым ввести в закон понятие “искусственное оплодотворение”, имея в виду, что под искусственным оплодотворением следует понимать способ репродуктивной деятельности, когда женщине-заявительнице вводится донорский материал (сперма или яйцеклетка), при этом зачатие происходит в теле женщины заявительницы, которая затем вынашивает и рожает ребенка.
Вопрос об установлении происхождения детей в случае искусственного оплодотворения решен в законе однозначно. В соответствии с ч.4 ст.51 лица, состоящие в браке и давшие согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения, в случае рождения у них ребенка в результате применения этого метода записываются его родителями в книге записи рождения. Дополнительные гарантии в этой части содержаться в Инструкция N 301. В частности, предусмотрена форма заявления супругов, на основании которого они принимают на себя равные права и обязанности родителей в отношении будущего ребенка, обязуются не устанавливать личность донора, сохранять тайну зачатия ребенка. Со своей стороны донор также обязуется не устанавливать личность матери и ребенка. На медицинские учреждения возложена обязанность, хранить эти заявления в течение 10 лет.
Следует, однако, иметь в виду, что супруг, давший согласие на искусственное оплодотворение, вправе оспаривать отцовство, в случае если беременность жены произошла не вследствие искусственного оплодотворения, а иным образом. Здесь следует применить нормы п.1 ст. 52 СК РФ.
Нельзя полностью исключитьситуацию, когда яйцеклетка и сперма будут принадлежать иным лицам, но при этом оплодотворение производится в теле женщины, которая собирается стать матерью (женщины-заявителя), хотя такая ситуация и не предусмотрена Инструкцией N 301. У матери в этом случае отсутствует генетическая связь с ребенком. Можно ли говорить о том, что такая операция также должна быть классифицирована как искусственное оплодотворение или это иной способ репродуцирования человеческой жизни?
Очевидно, что такой способ не может быть охарактеризован с точки зрения российского семейного права как суррогатное материнство, т.котсутствует факт передачи (переноса) эмбриона другой женщине (более подробно о понятии суррогатного материнства см. далее). Не подпадает этот пример и под ситуацию имплантации эмбриона, указанную в той же ч.1 п.4 ст. 51, т. к женщине заявительнице не имплантируется эмбрион. Поскольку закон не ограничивает использование донорского материала только одним его видом (спермой или яйцеклеткой), представляется, что вариант использования полностью только донорского материала (не принадлежащего супругам) подпадает под понятие искусственного оплодотворения, содержащегося в СК РФ, не смотря на то что, отсутствует генетическая связь матери и ребенка. В данном случае присутствуют признаки искусственного оплодотворения: вмешательство в процесс оплодотворения и рождение ребенка женщиной, желающей иметь ребенка (“женщиной-заявительницей”).
Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация, когда женщина рожает ребенка, выношенного ею самой, зачатого с использованием своей яйцеклетки и спермы мужа, умершего еще до момента зачатия. (По данным медицинской науки сперма в замороженном виде может храниться около 10 лет).
Известен случай, когда муж сдал свою сперму в банк-хранилище, и оплодотворение было произведено бывшей женой уже после смерти мужа.(9). Семейный кодекс РФ говорит о том,что если ребенок родился в течение трехсот дней с момента смерти супруга матери ребенка, отцом признается бывший супруг матери, если не доказано иное. Однако, если рождение ребенка произошло в срок более трехсот дней, то умерший муж уже не может быть записан отцом родившегося ребенка. Для решения проблемы может быть использована статья 49 СК РФ. В этом случае отцовство может быть установлено в судебном порядке на основании доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от конкретного лица.
Вместе с тем в целях защиты прав и интересов супругов следует предусмотреть в законе специальную норму, дающую возможность записать умершего супругав качестве отца при условии наличия документов, подтверждающих, что зачатие было произведено, с использованием генетического материла умершего человека, без использования в этом случае судебной процедуры. Для этой цели при внесении соответствующих изменений в закон, видимо следует предусмотреть формы типовых документов которые должны быть заполнены супругами, решившими использовать такой способ репродуктивной деятельности, правила их оформления и хранения. (Прежде всего, это необходимо в случаях, когда супруг неизлечимо болен и рождение ребенка при его жизни невозможно, однако такая возможность может появиться уже после смерти мужа). Такая мера, несомненно, будет защищать права родителей и ребенка сильнее по сравнению с действующим законодательством.
Семейный кодекс определяет также основание возникновения родительских прав и при использовании иной формы репродуктивной деятельности, а именно, имплантации эмбрионов.
ИМПЛАНТАЦИЯ ЭМБРИОНОВ. ПОНЯТИЕ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА
Первый ребенок, родившийся с помощью метода фертилизации и последующей имплантации эмбриона, появился на свет в Англии 25 июля 1978. Почти одновременно с этим событием вопросы, связанные с ненатуральными способами рождения человека, стали предметом обсуждения среди юристов, в том числе и в нашей стране.
Так, Г.И. Литвиновой было предложено несколько возможных вариантов ненатурального рождения, связанных с имплантацией эмбрионов, а также соответственно рассмотрены вопросы, связанные с установлением происхождения детей, установлением отцовства и материнства. Таких вариантов автором указано шесть:
1. извлеченная яйцеклетка жены оплодотворяется мужем и имплантируется в тело жены,
2. извлеченная яйцеклетка жены оплодотворяетсядонороми имплантируется в тело жены,
3) яйцеклеткадругой женщины оплодотворяется мужем, рожает жена,
4) яйцеклеткадругой женщины оплодотворяется донором, рожает жена
5) яйцеклетка жены оплодотворяется мужем, но имплантируется в организм другой женщины
6) яйцеклетка жены оплодотворяется донором, но имплантируется в организм другой женщины, которая и рожает ребенка (10).
Действующий семейный кодекс допускает возможность существования всехшести вариантов имплантации эмбрионов. При этом в соответствии с Закономвозможны только два варианта решения вопроса о родительских правах заинтересованных лиц. Первый вариант определен в ч.1 п.4 ст.51 СК РФ.В целях рождения ребенка Закон допускает возможность имплантации эмбриона женщине, состоящей в браке. Кроме того, как уже отмечалось, аналогичное право на имплантацию эмбриона принадлежит и одинокой женщине. При этом не оговаривается, кто именно выступает в качестве донора спермы или яйцеклетки, чей генетический материал при этом может быть использован.(11). Для юридической квалификации возникающих отношений согласно ст.51 СК РФ, важны два признака.
Во-первых, согласие супругов на имплантациюэмбриона жене,
Во-вторых, факт рождения ребенка женщиной (супругой), которой имплантировали эмбрион.
Вопрос о родительских правах решен в Законе следующим образом: “Лица состоящие в браке и давшие согласие в письменной формена имплантации эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этого методазаписываются его родителями в книге записей рождений”. (Ст.51 СК РФ). Такое решение представляется обоснованным, поскольку отвечающим интересам родителей, ребенка и лицам, предоставившим донорский материал.
Второй вариант установления родительских прав при использовании технологии имплантирования эмбрионов указан в той же ст.51 СК РФ, а именно, в ч.2 п.4 статьи. Согласноэтой норме супруги могут передать оплодотворенный эмбрион другой женщине (суррогатной матери) в целях его вынашиванияи рождения ребенка. Для квалификации возникающих правоотношения важен факт передачи эмбриона на вынашивание другой женщине - суррогатной матери.
Исходя из смысла ст.51 СК РФ среди способов имплантации эмбрионов, указанных Г.И Литвиновой, два, безусловно, относятся к суррогатному материнству:
1.Способ, при котором яйцеклетка жены оплодотворяется мужем и имплантируется в организм другой женщины (номер пять)
2.Способ, при котором яйцеклетка жены оплодотворяется донороми имплантируется в организм другой женщины, которая и рожает ребенка (номер шесть)
Однако отношения по суррогатному материнству фактически не исчерпываются только этими двумя способами, поскольку возможны и иные варианты этого метода репродукционной деятельности.
Прежде всего, возможен способ, при котором яйцеклетка женщины (не жены) оплодотворяется спермой мужа путем фертилизации и полученный эмбрион имплантируется в тело третьей женщины (суррогатной) матери. В целом указанный вариант подходит под модель суррогатного материнства, предложенного в СК РФ, т. К. на лицо имплантация эмбриона другой женщине.
За рубежом обычно используется более широкое по сравнению с СК РФ понятие суррогатного материнства. Так, например, в США под суррогатной матерьюпонимается любая женщина, вынашивающая ребенка не для себя, в силу обязательств, взятых ею перед иными лицами с целью последующей передачи ребенкаэтимлицам.(12). В Англии под суррогатной матерью понимают женщину, вынашивающую плод (фетус), и рожающая ребенка в интересах (в пользу) другого лица или лици соответственно согласившуюся передать ребенка этим лицам после рождения(13).
В американской литературе в разряд случаев суррогатного материнства, прежде всего, подпадают случаи, когда оплодотворяется яйцеклетка самой суррогатной матери. Суррогатная (заменяющая) мать соглашается произвести оплодотворение своей яйцеклетки спермой мужа (вводимой в ее тело ненатуральнымпутем), выносить зачатого ребенка и передать его супругам.(14) Поскольку оплодотворение яйцеклетки происходит внутри суррогатной матери, соответственно не происходит имплантации эмбриона. В данном случае присутствует генетическая связь между женщиной и рожденным ею ребенком.
Таким образом, возможны четыре варианта суррогатного материнства:
1) Использование яйцеклетки жены и спермы мужа
2) Использование яйцеклетки жены и спермы донора
3) Использование яйцеклетки донора и спермы мужа
4) Использование яйцеклеткисуррогатной материи спермы мужа
При этом в каждом из них присутствуют два важных признака суррогатного материнства: наличие генетической связи (в том числе и в усеченном виде) между лицами, ожидающими ребенка, и ребенком (эмбрионом), и факт вынашивания женщиной ребенка именно с целью передачи лицам, его ожидающим.
Необходимо законодательно закрепить понятие суррогатного материнства исходя из того, что определение должно содержать в себе как минимум два указанных признака. Признаки, указанные в действующем законодательстве, необоснованно сужаютсферу отношений, фактически подпадающих под суррогатное материнство, оставляя значительную часть отношений либо вне сферы правового регулирования, либо даютвозможность отнесения их к иным способам репродуктивной деятельности. При этомв отличие от искусственного оплодотворения и имплантации эмбрионов, суррогатное материнство не регламентируется инструктивными материалами Министерства здравоохранения.
УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ СУРРОГАТНОМ МАТЕРИНСТВЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СК РФ.
Для суррогатного материнства, в отличие от искусственного оплодотворенияи “простой”имплантации эмбриона, характерно то, что кроме супругов (одинокой женщины) появляется третий субъект, имеющий самостоятельные права - суррогатная мать. В нашем законодательстве это выражается в том, что возможность возникновения родительских прав у супругов (одинокой женщины), ожидающих передачи ребенка, поставлена в зависимость от воли суррогатной матери.
Согласно нормам СК РФ лица, состоящие вбраке и давшие согласия на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, после рождения ребенкамогут быть записаны в качестве родителей в книге записей рождения только с согласия женщины, родившей ребенка (ч.2 п.4 ст. 51СК РФ).
Такое решение вопроса о родительских правах порождает ряд неясностей, как материально-правового, так и процедурного характера (15). Прежде всего, возникает вопрос о времени дачи согласия, поскольку закон нечего не говорит о том, когда именно суррогатная мать должна дать такое согласие либо отказать лицам, ожидающим передачи ребенка. Можно предположить, что согласие может быть выражено как до рождения ребенка, так и после его рождения. Открытым остается вопрос о том, может ли суррогатная мать изменить свое же решение.
Исходя из принципа добровольности вынесения такого решения, следует признать право суррогатной матери изменять свое решение до момента осуществления органами загса соответствующей записи. Другими словами, любого рода договоры, расписки изаявления суррогатной матери с обязательствами дать согласие на осуществление записи о родителях не имеют юридической силы. Форма согласия суррогатной матери в СК РФ законе также не указана. Закон РФ “О регистрации актов гражданского состояния в ст.16 п.5 определяет, что для государственной регистрациирождения ребенка, рожденного суррогатной матерью, в регистрирующий орган должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия суррогатной матери на запись супругов родителями ребенка.
Запись в качестве родителей предполагает возникновение у супругов (одинокой матери) родительских прав в полном объеме, в том числе и право нафизическую передачу ребенка. Если суррогатная мать, согласившаяся на запись супругов в качестве родителей, отказывается передать ребенка, то в этом случае у них возникает право требовать передачи им ребенка на основании п.1 ст. 68 СК РФ.
Если суррогатная матьне дает согласия, то супруги не могут быть записаны как родители, и ребенок, конечно же, не может быть им передан. Означает ли отказ отдачи согласия на запись супругов родителями то, что супруги уже окончательно лишены права приобрести родительские права и оспорить отказ суррогатной матери? Можно рассмотреть два варианта толкования этой нормы.
1. Судьбу ребенка решает только суррогатная мать, ее решение отказать супругам в родительских правах является окончательным и не подлежит изменению в судебном порядке. Супруги же лишаются права решать судьбу ребенка и остаются без какой-либо правовой защиты. Такое мнение выражено М.В Антокольской.(16).
2. Отказ суррогатной матери является основания для спора между супругами (одинокой женщиной) и суррогатной матерью. Вопрос о родителях не решен окончательно, и супруги имеют возможность доказать свои права на запись их в качестве родителей.
Представляется, что закон хотя и не лишает супругов (одинокую женщину) права оспаривать решение суррогатной матери (отказ записать их родителями ребенка), однако не предоставляет им реального основания для оспаривания. В соответствие с ч.4 п.3 ст. 52. СК РФ после совершения записи об отцовстве, супруги не вправе при оспаривании материнства и отцовства ссылаться на наличие своего согласия на имплантацию эмбриона суррогатной матери и еесогласия выносить эмбрион. По смыслу закона получается, что супруги при оспаривании материнства суррогатной матери могут ссылаться на иные обстоятельства, подтверждающие их родительские права. Однако никаких иных оснований, кроме обоюдного согласия на использование суррогатной матери, оспаривать материнство суррогатной матери в свою пользу у них просто нет. Суррогатная мать является женщиной, родившей ребенка, и в соотвествии с ч.3 ст. 51 СК РФ записывается его матерью (17).
Закон, на первый взгляд, допускает возможность оспаривания материнства суррогатной матери до момента совершения записи в книге рождения (в том числе и со ссылкой на наличие согласия на имплантацию эмбриона). Однако до момента записи в книги рождения предмета спора еще не существует, поскольку юридически матерью еще никто не записан.
Если суррогатная мать не дает согласия на запись супругов родителями и сама отказыватся быть записанной матерью, то органы загса обязаны записать ее матерью.
Ситуация, когда суррогатная (заменяющая) мать соглашается произвести оплодотворение своей яйцеклетки спермой мужчины, являющего мужем женщины-заявительницы, заслуживает отдельного рассмотрения, Семейный Кодекс РФ не рассматривает эту ситуацию как суррогатное материнство, поскольку отсутствует такой признак, указанный в Законе, как имплантация эмбриона другой женщине. Наоборот, в соответствии с ч.1 п.4 ст.51 данный способ может быть квалифицирован как искусственное оплодотворение, поскольку для оплодотворения женщины был использован генетический материал мужа женщины заявительницы, т. е. по существу донора, чтовлечет за собой совершенно иные правовые последствия по сравнению с суррогатным материнством. Однако подобное решение будет противоречить цели, ради которой заинтересованные лица вступали в отношения по суррогатному материнству - разрешение проблемы бесплодия у женщины-заявительницы, а не у женщины, выполняющей роль суррогатной матери (вынашивающей ребенка).
Таким образом, лица ожидающие передачи ребенка (супруги или одинокая мать), не имеют реальнойвозможности оспаривать материнство суррогатной матери, поскольку закон полностью стоит на стороне суррогатной матери. При этом хочетсяне согласиться с мнением М.В Антокольской о том, что “данная норма является одним из достижений нового Семейного кодекса” и что это “является весьма удачным решением сложной с моральной точки зрения проблемы” (18). Напротив, представляется, что решение, предложенное в законе, является неверным, как не отвечающееинтересам всех заинтересованных участников процесса суррогатного материнства и, прежде всего, интересам лиц, ожидающих ребенка.
Не секрет, что бесплодие является одним из факторов, ведущих к распаду семей, разводам и личным трагедиям. В России, по некоторым сведениям, до 15 % супружеских семей не могут иметь детей (19). Кроме того, нельзя забывать и об одиноких бесплодных женщинах. Цель суррогатного материнства - предоставление возможность помочь таким людям. Основная масса тех людей, которые прибегают (или будут прибегать) к услугам суррогатных матерей - это бесплодные супруги, потерявшиевсякую надежду на продолжение рода, на семейное счастье, и суррогатное материнство - это их последний шанс спасти семью. (Нельзя, конечно, исключить ситуации, когда суррогатное материнство будут использовать люди, не желающие брать на себя заботы, связанные с беременностью и родами). Супруги хотят наконец-то стать родителями, желают иметь ребенка. Суррогатная же мать, в отличие от них,в момент дачи согласия на использования ее тела в качестве инкубатора не желает иметь своего ребенка, нести соответствующие затраты связанные с его развитием,воспитанием и т. д., ибо в противном случае она не стала бы прибегать к такому способу рождения ребенка.
Не исключено, что после рождения ребенка суррогатная мать может изменить свое отношение к ребенку, и не пожелает его отдавать. Такое желание является вполне логичным длясуррогатной матери и понятным с общечеловеческой точки зрения, т. к. “между женщиной, вынашивающей ребенка, и зародышем установилась биологическая связь” (20). Закон, предоставив суррогатной матери, право решать вопрос о родительских правах после рождения ребенка как раз и исходит из того, что суррогатная мать уже почувствовала привязанность к ребенку, ей уже не хочется его отдавать супругам и т.д. Однако при всем уважении к труду и чувствам суррогатной матери, следует заметить, что собственно рождение ребенка в данном случае является уже результатом проведенного специального медицинского вмешательства. Начало этого процесса было положено ранее, когда женщина согласилась выступить суррогатной матерью, и была осуществлена пересадка эмбриона или оплодотворение ее яйцеклетки. Соответственно, и правовые вопросы должны быть решены именно в момент вступления субъектов в эти отношения, а не в момент получения результата их совместных усилий. В противном случае вообще пропадает смысл вступления в такие отношения, если результат не может быть сколько-нибудь гарантирован (при этом не рассматриваются чисто медицинские проблемы, которые могут привести к нежелательному результату).
Отказ суррогатной матери отдать долгожданного ребенка – это, вне всякого сомнения, большая трагедия для лиц (супругов) ожидающих ребенка, которая вполне может привести к распаду семьи. Немаловажным фактором против решения проблемы предложенным в СК РФ, является и то, что ребенок является для суррогатной матери не совсем “своим”, т. к. для его зачатия использовался чужой (донорский) генетический материал. Поэтому нельзя в будущем полностью исключить негативное отношение такой матери к “своему” ребенку. Ситуация еще больше осложняется, если суррогатная мать состоит в браке.
Следует обратить внимание и на то, суррогатная мать может начать злоупотреблять своим правом, и требовать от супругов в ответ на дачу согласия записать их родителями дополнительного вознаграждения, выполнения определенных действий и т.д. Нельзя, наконец, исключить ситуации легкомысленного отношения суррогатной матери себе как женщине, родившей ребенка, к судьбе ребенка и т. д. (то, что в народе называется “собака на сене”).
Таким образом, следует констатировать, что, предоставляя право решать вопрос о судьбе ребенка только суррогатной матери, Закон потенциально создает возможность для возникновения множества проблем как правового, так и морального плана. Нельзя не согласиться с авторами, предостерегающими отпредоставления суррогатной матери права решать судьбу ребенка. Еще несколько лет назад Я.Дргонец и П. Холлендер отмечали, что “принятие правовой нормы, избавляющей заменяющую мать от материнства по отношению к ребенку, могли бы способствовать предупреждению или хотя быограничению случаев легкомысленного отношения к заключению договора о заменяющем материнстве.(21).
Закон только отчасти создал правовую гарантию для мужчин, давших согласие на имплантацию эмбриона, - в возможности признания отцовства в отношении ребенка выношенного суррогатной материю. Предусмотрено, что суррогатная мать не вправе ссылаться при оспаривании материнства и отцовства на наличие согласия на имплантацию эмбрионов при наличиизаписей об отцовстве. Действительно, при наличии такой записиродительские права супругов не могут быть оспорены со ссылкой на наличие такого согласия. Представим, однако, ситуацию, когда суррогатная мать на основании ст.51 СК РФ отказалась дать согласие на записьсупругов родителями рожденного ею ребенка. После этого по заявлению суррогатной матери отцом записывается мужчина, предоставивший свой генетический материал - муж женщины-заявительницы (ст. 17 Закона об актах гражданского состояния). Далее суррогатная мать подает в суд заявление о признание отцом ребенка мужчины, сперма которого была использована при оплодотворении. При этом важно помнить о том, что на сегодня нормативными актами не предусмотрены какие-либо специальные формы документов для выражения согласия супругов на имплантацию эмбриона суррогатной матери, а также для выражения несогласия суррогатной матери на запись супругов родителями. После рождения может оказаться, что отсутствуют какие-либо документы об осуществлении такого способа репродуктивной деятельности. Таким образом, в случае предъявленияиска об установлении отцовства для суда “суррогатная мать” уже не будет суррогатной матерью, поскольку будут отсутствовать какие либо доказательства “суррогатности” материнства. Согласност.49 СК РФ при решении вопросаоб установлении отцовства принимаются любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. Таким доказательством, прежде всего, будут являться результаты генной дактилоскопии, способные на 100 % верно указать, является ли данный человек генетическим отцом ребенка(22) .
Закон в ч.2 п.4 ст.52, отрицает возможность признания супругов родителями ребенка, рожденного суррогатной матерью, в случае если, она отказала им в родительских правах. Однако законодатель видимо не случайно использует термин ”супруги” в данной статье. Указанное положение можно трактовать так, что суррогатная мать может отказать обоим супругам в родительских правах одновременно, однако это не лишает ее права требовать признания наличия родительских отношений между ребенком и одним из супругов, а именно, мужем женщины-заявительницы. Это рассуждение может показаться лишенным оснований, однако, если предположить, что закон не предоставляет суррогатной матери такой возможности, то законодателю следовало выразить свою мысль, более четко и определено.
Действительно, муж женщины-заявительницы является биологическим отцоми, более того, желал им быть, (его воля была направлена на рождение именно этого ребенка, он предпринимал соответствующие шаги, направленные на рождение ребенка.) Однако он желал быть отцом только при одном важнейшем условии,а именно, если матерьюребенка будетявляться его супруга. И если суррогатная мать отказывается передать ребенка, то более трагической ситуации трудно придумать. Человек может быть признан отцом ребенка, матерью которого (согласно нормам права) является женщина, с которой он не только никогда не имел половой связи, но которую, вполне вероятно, никогда не видел.
Вместе с тем, даже исходя из действующего закона, можно сделать вывод, что иск суррогатной матери не должен быть удовлетворен по следующим основаниям. Положение мужчины с точки зрения его участия в репродуктивной деятельности при искусственном оплодотворении и при “неудачном” суррогатном материнстве представляется одинаковым. В обоих случаях он выступает донором. Поскольку суррогатная мать отказалась от записи супругов родителями, то отношения между участниками, первоначально развивающиеся как отношения по суррогатному материнству, закончились, т. к. не реализована цель суррогатного материнства - получения супругами ребенка. Далее следует применить нормы об искусственном оплодотворении, и супруг должен быть охарактеризован согласно п. 4 ст.51 как донор при искусственном оплодотворении, который не может быть признан отцом ни при каких обстоятельствах. Однако такое толкованиене является бесспорным и соответственно необходимы изменения в законе, которые защищали бы права мужчин, участвующих в суррогатном материнстве. Закон должен содержать норму о том, что если супруги не приобрели родительских прав в силу отказа суррогатной матери, то последняя лишается права требовать признания отцовства в отношении мужчины, предоставившего свой генетический материал.
Такое решение может быть предложено только как компромиссное, в случае, если законодатель не изменит свою позицию и также суррогатной матери будет отдан приоритет в решении вопроса о родительских правах лиц, ожидающих передачи ребенка (супругов или одинокой матери).
Проблема соотношения прав суррогатной матери и лиц, ожидающих передачи ребенка (супругов), давно вызывает интерес специалистов, прежде всего, юристов. Предлагаются различные варианты решения проблемы. Так Г.И. Литвинова предлагала считать матерью женщину, которая родила ребенка. В случае имплантации эмбриона в организм иной женщины необходимо, по мысли автора, было использовать институт усыновления в целях получения супругами родительских прав при условии, что суррогатная мать откажется от ребенка (23). Законодатель отчасти воспринял это предложение, узнав наличие прав матери у женщины, родившей ребенка. Такая позиция была подвергнута критике М.Н Малеиной, т. к. при этомне учитывается степень участие самих супругов в процессе суррогатного материнства и наличие генетической связи (биологического родства) между ребенком и супругами.(24).
Некоторые авторы при решение вопроса предлагают рассмотреть только генетическую сторону проблемы. Предлагается считать суррогатную мать матерью только в том случае, если при оплодотворении использованная яйцеклетка принадлежит ей (25).
Безусловно, что в “создании” эмбриона всегда участвуют два человека. Как правило, ими являются супруги, и ребенку передается весь генетический материал родителей. В том же время при оплодотворении может быть использовангенетический материал только одно из супругов, соответственно у него сохраняется генетическая связь с ребенком в “урезанном” виде. Семейный кодекс РФв целом отрицательно относится к возможности использования генетического подхода в вопросах установления родительских прав при репродукционной деятельности. Не случайно в случае имплантации эмбриона в тело женщины-заявительницы именно она признается всегда матерью, вне зависимости от того, чья яйцеклетка при этом была использована (ч.1ч.4.чт.51 СК РФ). Семейное законодательство признает родительские права не только за биологическим родителями, но и за иными лицами,например, за усыновителями.В каждом случае основанияпризнания родительских прав различны. Например, в случае с биологическими родителями - факт рождения ребенка, удостоверенный в установленном законе порядке (ст.47 СК РФ), в случаях усыновления - желание усыновителей получить родительские права.
Представляется, что было бы не верным ставить признание родительских прав при суррогатном материнстве в зависимость только от наличия генетической связи между лицами, ожидающими ребенка, и ребенком. Необходимо использовать и другие основания.(26)
Безусловно, закон должен исходить прежде из интересов ребенка, и эти интересы требуют наличия у ребенка отца. Вмести с тем, отцом должен являться только тот человек, который является таковым в силу закона, основанного на логике и здравом смысле. Не случайно при искусственном оплодотворении родителями признаются супруги, давшие согласие на оплодотворение, не смотря на тот факт, что генетическим отцом выступил донор. И закон четко защищает донора против возможности признания его отцом ребенка, рожденного с помощью его генетического материала (п.3 ст.52 СК РФ).
Вопрос о родительских правах супругов и суррогатной матери долженрешатьсяна основании главного принципа, закрепленного в Семейном Кодексе - обеспечении приоритетной защиты прав и интересов ребенка. Данная задача может решаться только при условии создания правового механизма решения вопроса о родительских правах, позволяющего максимально учитывать волю всех участников таких отношений, а не только суррогатной матери. Право должно учитывать волю людей, их желание, ту цель, которою они преследовали, используя суррогатное материнство. Только в этом случаеребенок будет находиться в надежных руках, и его интересы будут максимально защищены. В связи с этим представляется конструктивной позиция, высказанная Я.Дргонец и П.Холленгер. По их мнению, при решении вопроса о материнстве важнее всего цель, преследуемая репродуктивной деятельностью. Поэтому “матерью следует признать ту женщину, на лечение которой направлено искусственное оплодотворение. Другая женщина, независимо от того отдает ли она яйцеклетку или вынашивает ребенка, является донором” (27). Однако наличия специальной цели - рождения ребенка суррогатной матерью - для возникновения родительских прав у ожидающих ребенка лиц недостаточно. Другим признаком должно выступать наличие генетической связи между ребенком и хотя бы одним из супругов (или с одинокой женщиной). Только при наличии этих двух условий: генетической связи между ребенком и лицами, ожидающими ребенка, а также соглашения между суррогатной матерью и лицами, ожидающими ребенка, о вынашивании и передачи ребенка можно говорить о безусловном праве супругов получить родительские права в отношении родившегося ребенка.
Представляется необходимым закрепить в законе право супругов получить родительские права в отношении ребенка, рожденного суррогатной матерью, при условии, что женщина, давшая согласие на участие в вынашивании или оплодотворении и вынашивании ребенка, выразила свою волю на участие в этом процессе в качестве суррогатной матери, и при этом хотя бы один из супругов имеет генетическую связь с ребенком. Важно закрепить в законе то, что вопрос о материнстве (отцовстве) должен решаться будущей суррогатной материю до момента имплантации эмбриона в ее организм, через подписание соответствующего документа. Женщина, согласившаяся на роль суррогатной матери, должна четко представлять себе правовые последствия такого действия, во избежания возможных конфликтов.
Правовые вопросы суррогатного материнства не исчерпываются теми вопросами, что уже были рассмотрены. Некоторые вопросы, связанные с суррогатным материнством, могут быть решены на уровне отдельных договоров между участниками процесса суррогатного материнства, без внесения изменений в семейный кодекс.
ДОГОВОР О СУРРОГАТНОМ МАТЕРИНСТВЕ.
Семейный кодекс говорит только о письменном согласии лиц, состоящих в браке на имплантацию эмбриона, и не предусматривает заключение каких либо договоров между участниками данного процесса, хотя и не запрещает их. Возможность заключения договоров между участниками процесса суррогатного материнства находит подтверждение и в литературе(28). Заключение таких договоров необходимо, поскольку вопросы, связанные с суррогатным материнством могут быть разрешены посредством договора, на основе действующего семейного кодекса(29).
Прежде всего, это вопрос возмездности. Вне всякого сомнения, процесс вынашивания ребенка требует от женщины колоссального напряжения сил и значительных материальный затрат, в том числе и на питание, специальную одежду, средства гигиены и т.д. Естественно, что эти затраты должны быть возмещены лицами, заинтересованными в услугах суррогатной матери. Кроме возмещения понесенных затрат, такой труд должен быть соответствующим образом вознагражден. Вопросы возмещения затрат, понесенных при вынашивании ребенка, а также вопросы собственно вознаграждения должны быть предметом договора, заключаемого между супругами и суррогатной материю. Обязанность выплаты вознаграждения, а не только компенсации вытекает из услугового характера отношений складывающихся между суррогатной матерью и лицами, ожидающими ребенка. Поскольку неоднократное выполнение такого рода услуг может привести к потери здоровья суррогатной матери,следует согласиться с мнением М.Н Малеиной, что роль суррогатной матери не может быть особым видом коммерческой деятельности, т. е. использоваться многократно с целью извлечения прибыли(30). Следует, вероятно, предусмотреть в законе соответствующий прямой запрет и санкции за его нарушения.
Частью договора могут стать пункты, касающиеся обязанности суррогатнойматери в части соблюдения режима жизни, позволяющего сохранять нормальное течении беременности и ответственности за передачу больного ребенка, если причины болезни связанны с поведением матери во время беременности, и ряд иных.
Представляется, что договор о суррогатном материнстве должен быть трехсторонним. Его участниками должны быть, во-первых, лица желающими получить ребенка, во-вторых, суррогатная мать и в-третьих, лечебное учреждение, проводящие медицинское вмешательство. Каждый из участников договора принимает на себя соответствующие обязанности друг перед другом, исходя из той роли, которую он выполняет. Также необходима разработка примерных форм договоров с целью предоставления их в распоряжение лечебных учреждений. Отметим, что медицинские учреждения, осуществляющие репродуктивную деятельность, в обязательном порядке должны иметь лицензию на занятие такой деятельностью, что прямо предусмотрено ст. 35 Закона РФ Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан".
Отношение к суррогатному материнству в разных странах совершенно различно: от полного неприятия, запрещения и уголовного преследования за его осуществление, до одобрения и законодательного закрепления.
На основеданных, приведенных Д.Шенкером и И. Эйзенбергом, можно выделить следующие группы стран:
-страны, где суррогатное материнство разрешено законом (Англия, ЮАР, Корея, и ряд других);
-страны, где суррогатное материнство запрещенозаконом (Голландия, Франция, Германия , Скандинавские страны);
-страны, где закон не запрещает суррогатное материнство и при этом никак
его не регламентирует (Латинская Америка, Азия (например, Таиланд, Индия)).
Некоторые страны, разрешая в принципе суррогатное материнство, запрещают всякие коммерческие сделки в этой области (например, Англия) другие, наоборот, поощряют имущественные отношения (например, Южная Корея.) (31).
В США отношения между лицами, заинтересованными в осуществлении суррогатного материнства, оформляется соответствующим договором. В нем, как правило, суррогатная мать в обмен на компенсацию соглашается осуществитьоплодотворение своей яйцеклетки в своем теле, выносить ребенка и передать его супругам. Сумма договора обычно составляет от 10-13 до 20 тысяч долларов, из которых около 1000 долларов платиться при зачатии и остальные после передачи здорового ребенка (32).
В США регулирование вопросов репродуцирования человеческой жизни относится к компетенции отдельных штатов. Некоторые штаты признают права супругов на получение родительских прав на основании договоров о суррогатном материнстве, другие полностью отрицают это право и запрещают договоры о суррогатном материнстве. Законодательства некоторых штатов подходят к проблеме компромиссно. Так, в штате Хэмпшир мать в течение 72 часов после рождения может принять решении оставить ребенка себе. Если же она не выражает в ясной форме желание оставить ребенка, то ребенок передается супругам, которые его ожидают. Многие американские специалисты усматриваютв таких договорах продажу детей. Иногда они характеризуются как договоры особого рода услугах со стороны суррогатной матери, когда женщина выступает как средство производства. М. Корнел приводит достаточно типичный образец оценки такой деятельности со стороны противников суррогатного материнства: «Женщина работает как мать, и это не что иное, как особый тип проституции» (33).
Судебная практика тоже по-разному оценивает такого рода случаи. Так, в деле Анны Джонсон, рассматривавшимся в Калифорнии США 1993 г., возникла следующая ситуация. Джонсон, будучи одинокой женщиной, заключила контракт с семейной парой о том, что она должна выносить и родить ребенка из эмбриона, зачатого из яйцеклетки и спермы супругов (т. е. Джонсон согласно в Семейного кодексе РФ являлась суррогатной матерью). После рождения ребенка она выдвинула иск с требованием признать договор недействительным, передать ей ребенка и признать за ней наличие родительских прав. Однако суды обеих инстанций отказали ей в этом, подтвердив действительность договора. Основным аргументом суда было указание на то, что супружеская пара имеет генетическую связь с ребенком (34).
Следует отметить, что американские суды не всегда признают силу таких договоров. Так, в деле, известном как In re Dady M, женщина отказалась вернуть (передать) ребенка не смотря на наличие соответствующего договора. Суд,руководствуясь, прежде всего интересами ребенка, оставил его с суррогатной матерью, т. е. с той женщиной, котораяего родила. Суд, нашел, что такой договор входит в противоречие с общественными нормами, которые признают родительскиеправа занатуральными родителями. В отличие от дела, рассмотренного в Калифорнии, в данном случае суррогатная мать имела генетическую связь с ребенком, поскольку оплодотворена была именно ее яйцеклетка(35).
Правовой статус эмбрионов
1. Правовые проблемы, связанные с имплантацией эмбрионов, не ограничиваются только вопросами установления родительских прав и возмездностью услуг суррогатной матери. Несомненный интерес вызывает правовой статус самих эмбрионов.
Кроме СК РФ, эмбрионы упомянуты в Законе РФ “О трансплантации органов и (или) тканей человека” в качестве разновидностей органов человека, имеющих отношение к процессу воспроизводства человека.(36) В статье 2 указанного Законасказано, что действие закона не распространяется на такие органы. Тем самым закон выделяет эмбрионы из общего списка органов человека, имея в виду наличие в данном случае специфики их правового статуса. Справедливости ради нужно сказать, что к числе органов, на которые не распространяется закон о трансплантации, кроме эмбрионов относятся также сперма, яичники и яички. Однако, если последние действительно являются частями органов человека, то эмбрион не может быть отнесен к таковым, поскольку представляет собой зародыш новой жизни.
Эмбрион при наличии создания соответствующих условий, а к таковым пока относиться только внутренняя среда утробы матери, почти всегда, при отсутствии патологии у материразвивается в человека (медицина в принципе не отрицает возможность создание искусственной среды для развития эмбриона в человека). Иными словами, участие родителей как людей, давших свой генетический материал, уже не нужно. В эмбрионе заложены все основы жизни, собственно это уже и есть жизнь. Вмести с тем, поскольку эмбрион только начало жизни, но еще не человек, то он не имеет правоспособности и его судьба в руках родителей. Такая двойственнаяправовая природа эмбрионов порождает серьезные правовые проблемы. Прежде всего, это вопрос о том, может ли эмбрионбытьобъектов правоотношений, в том числе имущественного характера.
Такая постановка вопроса связанна с возможностью замораживания эмбрионови хранения их длительное время в специально созданных лабораторных условиях. Замораживание позволят имплантировать эмбрион женщине и осуществить рождение ребенка через длительный срок после оплодотворения (эмбрионы могут храниться в пригодном для дальнейшего развития состоянии в течении примерно 3 лет). По некоторым сведениям в мире храниться тысячи замороженных эмбрионов, сданных в свое время супругами (иными лицами) на хранение(37). За время хранения могут произойти различного рода события, имеющие значение для “судьбы” эмбриона. Например, супруги могут расторгнуть брак, не исключена смерть обеих супругов, сдавших эмбрион на хранение, и т.д. В связи с этим возникает ряд вопросов правового и этического характера. Например, может ли закон разрешить имплантацию эмбрионов в тело бесплодной женщины в случае, если лица, сдавшие свой эмбрион на хранение, умерли? Вправе ли государство разрешать проводить исследования на эмбрионах и т. д.? (38)
Эмбрионы уже становятся предметом имущественных споров. Несколько судебных дел проходивших в США, подтверждают, что проблема, связанная с такими ситуациями, существует,и она весьма серьезна.
Наиболее известный случай в этой области - так называемое дело Дэвисов, когда человеческий эмбрион оказался предметом спора, связанного с расторжением брака и разделом имущества. Дело слушалось 1989 г. в штате Теннесии США.
В 1988 бездетные супруги Девис узнали о возможности произвести оплодотворение яйцеклетки в лабораторных условиях, что давало возможность впоследующем имплантировать эмбрионы в тело женщины. 8 декабря 1988 в лаборатории было проведено искусственно оплодотворение,вне тела матери, и было получено 9 эмбрионов. Два из них были имплантированы Мари Девис, однако, ожидаемой беременности не произошло. Остальные семь эмбрионов были заморожены с целью возможной дальнейшей имплантации в тело супруги. Однако в скором времени супруги расторгли брак и начали раздел имущества. Единственный спорный вопрос состоял в том, имеет ли кто-нибудь из супругов исключительное право на замороженные эмбрионы либо должен быть создан режим совместно пользования, исключающий возможность распоряжения эмбрионами только одним из бывших супругов. Супруга просила судпередать эмбрионы ей т. к. она “являетсяматерью и эмбрионы часть ее самой, они только временно находятся вне ее”. Она настаивала на том, что как только позволит здоровье, она сможет продолжить процесс беременности. Бывший же супруг просил суд установить совместный контроль над эмбрионами. Он подчеркивал, что эмбрион - это часть и его и супруги. Соответственно, он должен иметь право, контролировать возможность рождения детей у своейбывшей супруги. Суд, однако, вынес решение о передаче эмбрионов во временное владение Мери Дэвис в целях имплантации.
Кроме того, суд установил следующее:
-Человеческая жизнь начинается с момента зачатия;
-Ткани эмбриона обладаюттакими качествами как индивидуальность, уникальность ивозможностью для развития в более высокие степени различия;
-Человеческий эмбрион не является объектом права собственности (39).
Тем самым был создан важный прецедент в юридической практике: человеческий эмбрион не может быть объектом права собственности, т. к. представляется собой начало новой человеческой жизни. Эмбрионы не могут входить в общий объем имущества, принадлежащего супругам, и к ним не применимы общие правила о разделе имущества.
Однако в другом деле в январе 1995 г. в Нью-Йорке по иску Касс суд передал эмбрионы бывшей жене, установив, что эмбрион передается в собственность жены, и бывший муж не имеет каких - либо прав воспрепятствовать рождению будущего ребенка.(40). В еще одном судебном деле супруги требовали изъять эмбрион из исследовательской лаборатории университета, куда они передали эмбрион на исследование. Суд признал за супругами наличие имущественного интереса в отношении эмбриона потребовал передать эмбрион им, однако не нашел наличие права собственности. Суд также подтвердил, что человеческий эмбрион не является объектом права собственности т. к. это уже есть начало человеческого существования - другого человека.
Отсюда можно сделать вывод о том, что американская правовая мысль в принципе признает возможность признания эмбрионов объектами правоотношений, но вместе с тем отмечает, что это весьма специфичный объект. Суды, по общему правилу, отказывают в признании права собственности на эмбрионы на основании того, что последние представляют собой начало человеческой жизни. Соответственно, лица, участвовавшие в создании эмбриона (предоставившие генетический материал), могут иметь только некоторые ограниченные права в части возможности дальнейшей имплантации эмбрионов.
Проблема, связанная с определением правового статуса эмбрионов, их правовой защиты, является актуальной и для России. Не случайно среди юристов все сильнее убеждение в необходимости принятия соответствующего законодательства (41). Представляется, что отношение права к статусу эмбрионов в нашей странедолжно строиться на основе признания того факта, что эмбрион не является частью человеческого организма, а является началом жизни, что и должно определять подходы к созданию соответствующего правового режима всех стадий жизнедеятельности эмбрионов: “создания”, хранения, имплантации и т.д.
Заключение
Исходя, из выше сказанного представляется необходимым принятия специального нормативного акта в ранге федерального закона, посвященного репродуктивной деятельности. В нем следует отрегулировать такие вопросы, как условия проведения искусственного оплодотворения, имплантации эмбрионов, суррогатного материнства. Необходимо решить вопросы о допустимости проведения того или иного метода репродуктивной деятельности, форме выражения согласия на его проведение, сохранение тайны проведения лечения, об основании ответственности за ненадлежащие проведение репродуктивной деятельностии т.д. Попытки решения этих вопросов на ведомственном уровне (инструкция N 301) представляются как не совершенными по содержанию, так и не достаточными по уровню правового регулирования. Включение же отдельных норм в Семейный кодекс нецелесообразно по двум причинам. Во-первых, не все вопросы репродуктивной деятельности относятсяк семейным правоотношениям. Во-вторых, включение большого количества статей повлечет увеличение объема кодекса, что трудно назвать положительным явлением.
Майфат, А.В.,
кандидат юридических наук.
© Колегия Адвокатов «Частное Право»
http://urallaw.ru/articles/
Комментарии
Вопрос
Скажите,пожалуйста,как можно разместить анкету суррогатной матери?
Сурагатное материнство
Сколько стоят услуги сурагатной мамы :smile57:
Сурагатное материнство
Сколько стоят услуги сурагатной мамы :smile57:
Суррогатное материнство
Скажите, пожалуйста, могу ли я стать суррогатной матерью для своей подруги, если у нее нет противопоказаний для беременности и родов?
Чего только не
Чего только не придумают, и Эко , и сурматеринство...
Вроде и по законам природы и по законам юриспружденции ясно и понятно: кто родил, та и мать.
А сейчас мало того, что понаизобретали черт знает чего, так еще и в судах мухлюют.
Недавно в СМИ Астахов выступал. Говорит: глава "Русского продукта" Ольга Миримская отсудила ребенка только на основании заявления, что был договор суррогатного материнства. Таганский суд объявил, что договор был липовый. И все равно пресненский суд встал на сторону миримской. А мать с ребеночком на нервах (