Восприятие реальности или Зачем мы задаем вопросы?
Так или иначе, каждый из нас воспринимает существующий вокруг себя мир. Он видит, слышит, чувствует запахи, пробует на вкус, пытается обязательно что-то потыкать пальцем. Как ни странно, все это вместе и называется – восприятие реальности.
Все эти действия мы делаем неосознанно и зачастую даже не замечаем, как это происходит.
Я тоже долго этого не замечал. Но однажды моя жена попросила меня подобрать коралловую краску, для того чтобы покрасить что-то на даче. По-моему, это была крыша сарая.
Все, что я знал и помнил о кораллах, это был огромный, ветвистый, кипельно белый коралл, стоящий на комоде в доме моей бабушки. Его природная матовая белизна все время поражала и притягивала, поскольку выгодно отличалась от стоящих вокруг абсолютно неинтересных рюмок и фужеров.
И теперь, мне предлагалось в этот цвет покрасить крышу сарая.
- Зачем тебе белая крыша? - спросил я у жены.
- Почему белая, я же сказала коралловая?
- Ну, да, кораллы – они же белые.
- Ты что?! – удивилась она….
С тех пор, я знаю, что такое коралловый цвет.
Это был первый пример.
Теперь – второе. Все, что я знал о фисташках – это то, что они продаются к пиву, соленые, в шуршащем пакетике.
И когда было предложено покрасить забор в фисташковый цвет, я совсем не удивился. Желтовато-коричневый забор – вполне нормально. Каково же было мое удивление, когда колорист в фирме выдал мне банку краски с ярко зеленой отметиной на крышке. И самое удивительное: подойдя к колеровочной таблице я увидел, что именно под этим цветом крупными буквами было написано – фисташковый.
Два этих небольших примера, расстояние по времени между которыми – 3 дня, заставили меня остановиться и задуматься – почему так получилось?
Я вдруг понял, как длинная цепочка жизненных событий выстроила у меня устойчивый ошибочный стереотип. Здесь не было проблемы правильно назвать свой цвет. Здесь явно отразилась проблема абсолютно разных взглядов на одну и ту же частичку мироздания, сложившаяся под воздействием огромного количества факторов, каждый из которых не зависел от меня. Вольно или невольно я был индивидуумом, определенной системой, которая воспринимала часть окружающего мира отлично от другого огромного количества людей.
Я задал себе первый большой вопрос: Почему так получилось? Где был сбой системы?
Так, вольно или невольно я попал в поле Больших вопросов.
Поле Больших вопросов
Огромное количество открытий и изобретений произошли из-за того, что люди задавали вопросы. Все, из чего сегодня состоят учебники – это всего лишь ответы на когда-то поставленные вопросы. Вопрос, существующий внутри человека, по сути, является источником всех человеческих знаний. Для многих великих личностей, вопрос, поставленный в жизни, стал определяющим.
Физик Нильс Бор задавался вопросом: «Как может переместиться электрон из точки А в точку В, ни разу не оказавшись между ними?»
А маленький Альберт Эйнштейн спрашивал себя: «Что будет, если я разгоню свой велосипед до скорости света и включу фонарик? Будет ли он излучать свет?» Эйнштейн едва не довел себя до безумия, задавая себе этот вопрос в течение десяти лет, и результатом его упорного поиска стала теория относительности. Это замечательный пример того, как человек задался вопросом и искал ответ в течение многих лет, блуждая в полной неизвестности, пока, наконец, не пришел к совершенно новому видению реальности.
Так почему же МЫ не задаем таких вопросов?
Потому, что вопросы открывают дверь в мир неведомого и непредсказуемого. Человек, задающий вопрос, ответ на который ему неизвестен, по сути, готов для реализации новых возможностей. Здесь возникает череда новых вопросов. Готов ли я принять ответ, который мне не понравится? А что будет со мной, если ответ вытолкнет меня за пределы, выстроенной мной же зоны безопасности и предсказуемости? Что будет со мной, если я вдруг услышу то, что я до этого не готов был услышать?
Чтобы задавать вопросы, нужно быть очень и очень смелым.
Необходимо отметить, что важным может быть вопрос, который не является таким для всех окружающих. Т.е. он не находится в книгах, не транслируется по телевизору, не звучит из радиоприемника. Важно, чтобы этот вопрос в корне менял МОЮ жизнь.
Теперь, давайте остановимся и спросим себя, почему мы не задаем себе Больших вопросов?
Огромное количество людей предпочитает оставаться на безопасной территории известного, а не заниматься поисками «проблем на свою голову».
Поводом для обращения к Большим вопросам становится серьезный кризис: опасная болезнь, смерть близких, крушение бизнеса, нестерпимое одиночество. В такие моменты Большие вопросы поднимаются из глубин нашего существа, словно раскаленная лава по жерлу вулкана. Это уже не интеллектуальные упражнения, а настоящий крик души: «Почему я? Почему он? Что я сделал не так? Стоит ли жить после этого? Как Бог позволил такое?»
Если бы мы сумели столь же страстно задать себе Большой вопрос о собственной жизни СЕЙЧАС, когда никакого кризиса нет, кто знает, что могло бы произойти?
Спросим себя еще раз, почему мы не задаем себе вопросов?
В нашей культуре людей приучают воспринимать «незнание», как нечто неприемлемое и плохое, как разновидность неудачи. Для того, чтобы сдать экзамен, нужно всего лишь знать ответы. Но даже там, где мы касаемся реального знания о конкретных вещах, наша наука не знает гораздо больше, чем она знает.
Многие величайшие ученые, посвятившие свою жизнь изучению тайн Вселенной и загадок жизни на нашей планете, искренне говорили: «Мы знаем очень мало. Вопросов намного больше, чем ответов». Не случайно заметил Теренс Маккена: «Чем ярче разгораются костры знания, тем больше тьмы открывается нашим изумленным глазам».
Один университетский профессор пришел к мастеру Нан-иню, чтобы расспросить его о дзэн. Но вместо того, чтобы слушать мастера, профессор все время высказывал собственные соображения. Послушав его какое-то время, Нан-ин стал разливать чай. Чашка гостя наполнилась до краев, но мастер продолжал лить из чайника. Чай переполнил чашку, затем блюдце, затем хлынул гостю на брюки и на пол. «Она же полна! — рассердился профессор. — Больше не входит!»
«Истинно так, — спокойно ответил Нан-ин. — Вы, подобно этой чашке, полны собственных мыслей и мнений. Как я могу показать вам дзэн, пока вы не опустошите свою чашку».
«Опустошить чашку» – значит освободить место для вопросов. Это значит стать открытым, перепрограммировать себя таким образом, чтобы суметь на некоторое время смириться с незнанием. Только из этого состояния может родиться большее знание.
Опустошая нашу чашу, мы попадаем в удивительную компанию истинных наблюдателей – этому коллективу тысячи лет. Всегда находились мужчины и женщины, которые глядя на звезды, задумывались над тайнами мироздания, по легкой ряби океана открывали для себя приближающиеся корабли Колумба, увидев пылающий куст терновника, проникали в законы мироздания. А посмотрев, как живут окружающие, спрашивали: «Неужели жизнь ограничивается только этим?»
Задавали вопросы и люди с научным складом ума: «Как это работает? Что там внутри? Действительно ли вещи таковы, какими они кажутся? Откуда произошла Вселенная? Является ли Земля центром Солнечной системы? Существуют ли законы и схемы, управляющие событиями повседневной жизни? Как взаимосвязаны ум и тело?» Эти вопросы свидетельствуют о том, что великим ученым свойственна страсть к пониманию, выходящая далеко за рамки простой любознательности. Этим людям не просто любопытно – им необходимо ЗНАТЬ! Вспомните, как история маленького Эйнштейна с велосипедом и фонариком привела его и весь мир к открытию новой системы восприятия реальности.
Наука изначально предполагает, что её сегодняшние знания могут завтра оказаться неверными. Вчерашние теории используются в качестве ступеней, чтобы взобраться еще выше. Как сказал Иссак Ньютон: «Если мне посчастливилось видеть дальше других, то только потому, что я стоял на плечах гигантов». Постигающий движется вперед лишь за счет того, что задает вопросы и подвергает сомнению предположения и «истины», воспринимаемые в данное время, как нечто само собой разумеющееся.
А что, если это так же справедливо и применительно к нашей жизни, личностному росту и развитию? Но ведь это действительно так! Если вы освободитесь от собственных «бесспорных представлений» о себе самом, то вырастите настолько, что это превзойдет ваши самые смелые ожидания.
И тут приходит время вопроса: «В чем смысл и цель моей жизни?»
Ответ на подобный Большой вопрос можно получить только в ходе жизненного путешествия. Мы можем прийти к ответу только дорогой незнания или, возможно, лучше сказать «пока еще не знания». Если человек думает, что знает все ответы, как он может расти? Как может открыться для обучения?
Размышления – это чудесная возможность пообщаться со своим разумом, а задавать вопросы полезно и с практической точкой зрения.
Вопрос – игольное ушко для возможных перемен
Задумайтесь, например, над вопросами, которые задал себе Джо Диспенза: «Почему мы вновь и вновь воссоздаем одну и ту же реальность? Почему постоянно завязываем одни и те же отношения? Почему снова и снова поступаем на одну и ту же работу? Как ухитряемся снова и снова воссоздавать одну и ту же реальность, когда вокруг бесконечное море возможностей?» И помните, как Эйнштейн определил безумие: «Постоянно повторять одно и то же действие и ожидать при этом различных результатов».
Вот зачем нужно задавать Большие вопросы. Они велики потому, что открывают нас для Новой реальности, Огромных перспектив и Великих возможностей. И они принимают форму вопросов потому, что приходят к нам из-за пределов известного. А выйти за пределы известного — значит измениться.
Роман Павлов
Восприятие реальности или Зачем мы задаем вопросы?