Сфинкс и великие пирамиды взглядом прораба

Типичный каирский пейзаж: мусор, верблюд, пирамиды
Типичный каирский пейзаж: мусор, верблюд, пирамиды

         В Гизе я побывал 21.11.2008, и, к сожалению, экскурсия была короткая, там 20 минут, там 20, я носился как угорелый, пытаясь все рассмотреть, снять и понять, как это сделано. Поскольку я не профессиональный археолог, то прошу к моим выводам относиться с некоторой долей иронии и снисхождения.
 

Интересные факты

  • Расположение пирамид довольно любопытное. Во-первых это идеальный геодезический знак, расположенный точно на 30° Северной широты в вершине треугольника дельты Нила. Пирамида Хуфу использовалась для картографической съемки во времена Наполеона
  • Расположение трех великих пирамид в точности соответствуют положению и ориентации трех звезд пояса Ориона, а их размеры - соответственно видимой яркости этих звезд
  • Пропорции и ориентация пирамид соблюдены с невероятной точностью до нескольких сантиметров. В наше время никто не заморачивается таким точным соблюдением размеров даже на самых ответственных объектах
  • Внутри пирамид вытесаны каналы, длиной в десятки метров, ведущие в никуда, т.е. попросту заканчивающиеся тупиком. Наклон каналов - 26 градусов. Они идут сквозь десятки рядов блоков, и тщательно облицованы камнем. Отклонение по всей длине составляет несколько миллиметров, а ширина - такая, что только кошка пролезет.
  • Занимая площадь 5,4 гектара, большая пирамида весит свыше шести миллионов тонн, и состоит из 2,3 миллиона блоков известняка и гранита. К этому некогда добавлялись 8,9 гектара зеркально гладкой облицовки из 115 тысяч отполированная плит, каждая весом 10 тонн, которые покрывали все четыре боковые грани.
  • Сам я расчеты не проверял, но читал, что для того, чтобы успеть построить пирамиду в течение жизни одного человека, нужно было непрерывно монтировать по 4 трехтонных блока в минуту, т.е. на блок - в среднем всего 15 секунд. Это сумашедшая работа для прораба.

Зазоры между блоками Виликой пирамиды

 
 Два этих блока явно сделаны из одного куска камня, расколоты, а потом собраны на месте

        

 Итак, меня, как бывшего прораба, заинтересовало, естественно, как, и из чего это было построено.
         Первым делом я полазил вверх-вниз по рядам, и посмотрел зазоры между камнями, и материал, из которого сделаны блоки. Блоки оказались разного размера, и подогнаны не всегда точно, но, в целом, довольно неплохо.
         Примерно так же строятся ответственные конструкции из кирпича, на пример, заводские трубы: два опытных каменьщика ползают по внутреннему и наружному контуру трубы, и тщательно выводят обе поверхности с точностью до миллиметра, а бригада шабашников тупо закидывает массив трубы кирпичами. Так и тут. К сожалению, внешняя (возможно, идеально точная) гранитная облицовка не сохранилась, т.к. после землетрясения в 1301 году н.э. она обсыпалась, и местные арабы растащили ценный розовый гранит по домам.

         Вот здесь на фото хорошо видно, что если блоки сделаны из одного куска, то допускается раскол в любом направлении, лишь бы они годились для сборки, а если из разных камней - то стенки блоков строго вертикальные, чтобы проще было подгонять.


 
Бардак при производстве блоков

 
         Я не поленился, побегал, и осмотрел стыки нескольких сотен блоков, и мне показалось, что блоки не пилили, а ломали, или раскалывали, т.к. выступы и впадины соседних блоков в некоторых случаях совпадали. Так же, блоки немного отличаются по цвету, и хорошо видно, где два-три соседних блока сделаны из одного расколотого куска камня, а где из разных, подтесанных зубилом. По цвету же видно, что камни из одного куска находятся в пределах одного ряда. Точно так же во многих деревнях делают срубы бань, тщательно подгоняя бревна друг к другу, потом маркируют бревна, раскатывают, и перевозят, чтобы быстро собрать в том же порядке у кого-нибудь на даче. Я даже попытался найти какие-нибудь следы такой маркировки, но нет, к сожалению, на пирамидах до сих пор не найдено ни одного знака или символа, только современные граффити.
         В некоторых местах внутренние ряды и вовсе заложены кое-как, видимо, строители испавляли какие-то ошибки и просчеты, а, может, кусок материала оказался неудачным.
         Вот здесь хорошо видно, что строители исправляли какой-то "косяк", и закидали дыру чем попало
 
Исправление просчетов при строительстве
 
         А вот еще пример, в какой-то момент строители вдруг решили изменить высоту ряда, и сточили каменную площадку размером 150x170м на высоту 10см. Уступ продолжается по всему периметру пирамиды.
Я посмотрел срез. Судя по кромке, рубили вручную зубилом, но очень аккуратно. Высота ряда здесь около 800 мм
 
Исправление просчетов при строительстве
 
         Вспомнился аналогичный случай на стройке в начале 90х годов, там монтажник ошибся, и поставил в подвале плиту не той стороной, потом сверху построили 16 этажей дома. А когда стали проводить трубы отопления, оказалось, что отверстия под трубы в плите не совпадают. Вот его и заставили, по вечерам, в нерабочее время, рубить зубилом 2 новых отверстия диаметром 500мм под трубы. Бетон хороший, марка 500, стена несущая, отбойником нельзя, только зубило и напильник, так он больше недели провозился. :)
         Ряды, хоть и ровные (кроме одного), тщательно выверенные по горизонтали с точностью до сантиметра, но они, что интересно, разные по высоте. Такое впечатление, что строили на протяжении длительного периода времени, не 10-20 лет, а больше, и технология слегка менялась. Так, самые нижние ряды - самые высокие, потом меньше, меньше, а потом, на высоте около 100 метров, опять толстые ряды, а затем - тонкие. Судя по всему, просто тупо заваливали объем блоками, следя лишь за тем, чтобы попасть в некий объемный контур. После землетрясения контур этот немного нарушился, и пирамида, обвалившись, "похудела" на 3-4 метра.
 
Контур пирамиды
 
         Галерея, ведущая вглубь пирамиды, перекрыта огромными глыбами известняка, поставленными под углом. Сама она имеет высоту человеческого роста, и довольно неудобный наклон. Видимо не предполагалось, что кто-то будет каждый день ходить по ней на работу.
 
Перекрытие галереи
 
         Внутри пирамид отделка более тщательная. Я осмотрел стыки облицовки, и даже поколупал ногтем. Материал мягкий, известняк. Блоки размером примерно 300х500 мм выпилены, а затем отшлифованы с точным соблюдением геометрии. Зазор - около 1 мм. Я посмотрел следы шлифовки. После сборки всю стену еще раз целиком шлифовали, видимо, чтобы выровнять неровности.
 
Внутренняя облицовка
 
         Очень хотелось заглянуть в саркофаг, покопаться там, понять, каким способом была сделана внутренняя полость, найти следы инструментов, и т.д. Но внутрь саркофага мне нигде залезть не удалось. То крышка тяжелая, то охранник бдит.
 
Как делали саркофаги?
Как делали саркофаги?
 
         Ну вот, теперь про сфинкса:
         Сфинкс изначально был естественным образованием, т.е. его голова торчала над поверхностью плато. Позднее вокруг него выломали огромные глыбы известняка, размером примерно с две комнаты, т.е. 10x4x3 метра и весом около 200тонн, и построили из них так называемый Храм Сфинкса. Я сравнил цвет и текстуру камня сфинкса и храма. Действительно, камень выламывали прямо на месте, и глыбы пришлось перемещать лишь на несколько десятков метров. Самые большие из них даже не разворачивали, а лишь перемещали, и укладывали параллельно тому месту, где их добыли. Это видно по текстуре камня. Очень удобно, с одной стороны, когда стройматериалы так близко, но с другой, ворочать глыбы весом 200 тонн - это непростая задача даже для современной техники.
 
Мегалиты храма сфинкса
Мегалиты храма сфинкса
 
         Тем самым, тело Сфинкса постепенно освобождалось от материала. Однако, до сих пор выше поверхности плато находится только голова, остальное - в яме, и, если Сфинкса не расчищать, то за 20-30 лет его опять заносит песком по шею.
         Тело сфинкса выглядит очень древним, с сильной эрозией, в том числе и с водной, что, возможно, говорит о его возрасте порядка 12 тысяч лет, когда после последнего ледникового периода, шли сильные дожди. Горизонтальные следы эрозии идут поверх вертикальных, и говорят, скорее всего, о последующей "пескоструйной" шлифовке ветром. Странно... получается, что на протяжении тысяч лет Сфинкса регулярно расчищали от песка, иначе бы он сохранился лучше.
 
Сфинкс. Следы водной эрозии
Вертикальные следы водной эрозии хорошо видны на спине
 
         Сфинкс смотрит точно на восток, вероятно, в ту точку, где 12тыс. лет назад, в эру льва (10970-8810 годы до н.э.) в созвездии Льва в день весеннего равноденствия вставало солнце. Скорее всего, изначально он был задуман как лев, но позже переделан в сфинкса. Голова сфинкса явно сделана гораздо позже. Сохранилась очень четкая и свежая резьба по камню, не успевшая даже подвергнуться эрозии.
 
Голова Сфинкса
Здесь хорошо видно, что голова - более свежая резьба, а тело - старое
 
         Сам храм Сфинкса, видимо, подвергся эрозии в течение тысяч лет, а потом был отреставрирован, и изъеденные известняковые блоки были покрыты сверху гранитной облицовкой. Каждая гранитная плита, при этом, сделана таким образом, что имеет криволинейную тыльную поверхность, и плотно прилегает к выточенным эрозией бороздам. Судя по следам, подгоняли вручную, зубилом.
 
Гранитная облицовка
Вверху старые блоки известняка, гранитная облицовка - ниже
 
         Сами облицовочные плиты изготовлены по технологии близкой к той, по которой изготовлялись блоки пирамиды. Хорошо видно, что плиты, сделанные из одного куска камна, имеют между собой края под углом, видимо так, как камень пожелал расколоться, а между плитами из разных кусков - строго вертикальный срез, иначе их сложно подогнать. Ряды плит не строго горизонтальные, видимо, здесь от строителей этого не требовалось. В некоторых местах видны ошибки, и исправления путем подгонки камня по месту. Колонны сделаны гораздо аккуратнее, при чем каждая - из целого куска гранита.
 
Голова Сфинкса
Гранитная облицовка стен
 
         Назначение боковых пределов Храма Сфинкса совершенно неясно, но, если установить там фанерные перегородки и сантехнику, то будет очень похоже на привокзальный общественный туалет. :)
         Я даже попытался поковырять в ямках, чтобы понять, не осталось ли там труб - сифонов, но там все оказалось залито бетоном. Новодел, чтобы туристы не лезли. Левый предел храма - зеркальное отражение правого, с точностью до миллиметра повторяются те же "туалетные кабинки".
 
Общественный туалет?
Общественный туалет?
 
         В общем, для меня много чего еще неясно осталось. Как-нибудь вернусь, посмотрю подробнее.
 
Общее впечатление - делали это, все-же, люди, а не инопланетяне, при чем, все делали вручную, без применения спецтехники. Часто ошибались, и тут же исправляли ошибки.
Словом, были такие же строители, как и мы :)
 
Афтар на плато Гиза
 
Гиза - Екатеринбург, 2008-2009

Автор статьи: Михаил Ерема http://videomike.ru/

Источник: