Лохотрон на диване

Верите ли вы рекламе? Уверена, девять из десяти человек ответят: нет! Однако, согласно социологическим исследованиям, верим, да, еще как! В последние годы выделяют даже такую категорию людей - «жертвы рекламы». А самые «урожайные» по количеству этих самых жертв - так называемые «Телемагазины».

Честно говоря, есть у меня такая слабость - очень мне нравится бронзовая загорелая кожа, какую можно заполучить только на южных морях. Но об этом на данном этапе моей жизни можно только мечтать. А тут как раз увидела по телевизору рекламу средства для «быстрого загара», которое, как обещали, дает такой же изумительный оттенок. С этого, собственно, и началось недолгое знакомство с заведением под названием «Телемагазин», закончившееся глубоким разочарованием. Теперь у меня сложилось твердое убеждение, что продажа товаров по «ящику» - не что иное, как массовое одурачивание особо доверчивых граждан, которое к тому же не очень вписывается в рамки закона.
Вообще-то я давно подозревала в подобной телекоммерции какой-то подвох. Ну, в самом деле, если на экране показывают такие потрясающие товары и если все, что о них там говорится, - правда, то просто удивительно, как эти уникальные вещи еще не покорили весь рынок. И странно, что их почему-то не продают в нормальных магазинах или аптеках, а предлагают только вот так, с голубого экрана. А действительно, почему?
Ответ стал проясняться, когда я заинтересовалась рекламой «быстрого загара», а заодно и «чудодейственных» средств для снижения веса, которые можно приобрести, прямо не вставая с дивана. Хватит бегать по утрам, изнурять себя в тренажерном зале, ездить к косметологу и в солярий! Стоит только начать мазаться кремом и глотать таблетки и буквально через считанные дни на том же диване будет лежать загорелая личность без признаков жира. Достаточно набрать телефонный номер и заказать эту «красоту».

Глубокая конспирация
Уже совсем было собравшись сделать заказ, я все же вспомнила про свою природную осторожность и решила для верности поинтересоваться «подробностями» - ну хотя бы тем, какое юридическое лицо у этого «Телемагазина». Ответивший по телефону милый женский голос после такого вопроса сразу поскучнел:
- А это вам зачем? Вы кто?
- Я ваш покупатель
- Вот и покупайте.
- Но ведь я имею право знать, у кого покупаю?
- А зачем вам это знать?
Объяснение, что это нужно на случай, если возникнут претензии по качеству товара, оператора не устроило, и тогда в ход пошел «запасной» аргумент:
- Я журналист и хочу написать о вашей работе.
- Мы в этом не заинтересованы, - честно призналась девушка.
Мне не без труда удалось добиться телефонной беседы с неким руководителем «Телемагазина». Тот отказался представиться, однако объяснил, что товары под маркой «Телемагазина» в нашем городе продают несколько фирм, хотя ни их названий, ни адресов так и не сообщил. Такая глубокая конспирация сама по себе уже вызывала нехорошие подозрения, и потому я поинтересовалась наличием всех необходимых документов - сертификата соответствия товаров, гигиенического сертификата, показаний по применению и прочих бумаг. Голос в трубке уверенно подтвердил наличие всех необходимых документов, но сообщил, что прочитать их можно, только заказав товар и оплатив его доставку на дом. Либо получить по почте наложенным платежом, заплатив за доставку еще восемь процентов от стоимости товара.

Что думают профессионалы
Не желая дарить предусмотрительному «Телемагазину» свои кровные, я отказалась от намерения заказать какой-либо товар, тем более что к этому моменту возникли большие сомнения в их чудодейственных качествах. И попыталась навести справки об этих товарах, обратившись с вопросами к специалистам нескольких салонов красоты и косметологических клиник, которые уж наверняка разбираются в подобных вещах.
Увы: выяснилось, что профессионалы «телевизионными» препаратами не пользуются и уж тем более не рекомендуют их своим пациентам. Например, они считают, что рекламируемые средства для похудения - это аналог печально известного «Гербалайфа». Специалисты не слышали, чтобы такие препараты, как «Энформа» и «Вэлформ», были изучены медиками и вообще проходили какие-либо научные тесты. Вот и получается, что вся эта информация - не более чем рекламный трюк, и стать стройным за несколько недель без всякой диеты можно только на экране телевизора, а уж никак не на диване.
Что касается меня, то из всего сказанного я сделала свой вывод, которым и спешу поделиться с читателями. Если телевизионные продавцы так старательно оберегают покупателей от возможности внимательно изучить товар, прежде чем заказать его, значит, на то имеются достаточно веские основания. Ну а у нас есть веские основания обходить «Телемагазины» самой дальней дорогой.
Первые телемагазины возникли в мире около 50 лет назад, в России - в начале 90-х, когда появилась возможность давать рекламу на каналах напрямую, без цензуры идеологических структур. В 1993 году на отечественном канале возник первый из них - «Магазин на диване», в котором в основном продавались ювелирные украшения. В то время рынок дистанционных продаж через телеэфир носил достаточно стихийный характер: продукция подбиралась хаотично, продавцы действовали методом проб и ошибок - такая стратегия во многом сохранилась и по сей день. Сегодня в России существует несколько десятков подобных компаний, работающих в основном на недорогих столичных или региональных каналах. По оценкам специалистов, российский рынок дистанционных продаж через теле- и радиомагазины невелик - от 2 до 3 миллионов долларов в год. При этом наценки на реализуемый товар достигают от 100 до 500 процентов, что позволяет продавцам покрывать затраты, связанные с высокой стоимостью рекламного времени в эфире.

Как нас завлекают
Психолог Ирина Медведкина предлагает повнимательнее приглядеться к рекламному телеролику.
Действие первое, или «посмотри, что со мной было». (В кадре появляются волосы, лицо, зубы или бедра замученных домохозяек). Парадокс, но именно здесь все и начинается. Вы еще не понимаете, но обращаются именно к вам, а не к безымянному потребителю.
Действие второе, «откровенное». Сейчас с экрана зазвучит признание в том, о чем в приличном обществе не принято говорить. Но ведь если у меня «это» есть, то, как ни скрывай, оно не исчезнет. Между тем, давно известно, что проблема, высказанная вслух, решается гораздо легче. Кстати еще одно маленькое наблюдение... Чрезмерный вес, лишние волосы, маленький бюст - вы не обращали внимания, что большинство товаров по уходу за внешностью, выставленных на витрине телемагазина, предназначено для решения достаточно интимных проблем? Конечно, в самом слове «депиляция» нет никакой крамолы, однако комфортно ли будет вам обсуждать это с незнакомым продавцом в обычном магазине? Уж лучше сохранить инкогнито и посмотреть телевизор.
Действие третье, «решающее». «Мы знаем, как быть, - оптимистично заявляют нам с экрана, - Решение существует!». Лицо зрителя расслабляется, человек облегченно вздыхает, и где-то в глубине его души всплывает образ «того самого взрослого, который отлично все знает». Здесь срабатывает простой психологический механизм: чем больше у нас информации, тем больше мы верим в успешное разрешение проблем, и тем яснее становится, чего именно нам не хватает для счастья.
Действие четвертое, «самое результативное». Наступает важный момент: наконец-то нам говорят, что необходимо сделать - «взять ручку, записать телефон, набрать номер и... заказать это чудо». И нам уже очень хочется это сделать, чтобы стать чуть счастливее и решить хоть одну проблему. Чуда хочется немедленно - и телемагазин готов немедленно нас осчастливить: «мы доставим это по любому адресу и в течение пары часов». А чтобы сразить нас окончательно, нам дополнительно предлагают подарок... А кто не любит подарки?!
Кстати, я поинтересовалась в городском обществе защиты прав потребителей: есть ли у них сейчас в работе дела, связанные с телемагазинами, Таковых не оказалось. Однако, связано подобное положение вещей отнюдь не с высоким качеством телемагазинной продукции, а с тем, что люди не верят в то, что смогут что-либо вернуть. И если покупателю что-то не понравилось в полученном заказе, легче просто дойти до мусорного контейнера, чем начинать борьбу за свою поруганную честь. А зря!

Как защитить себя от мошенников
Есть несколько хороших приемов на этот счет.
Во-первых, телемагазин, которому нечего скрывать от уважаемой публики, обязательно сообщает в эфире цену товара. Если вы смотрите ролик, а цены на экране нет - перед вами скорее всего мошенники.
Во-вторых, когда на звонок в телемагазин вам говорят: «Вы звоните по горячей линии. К сожалению, она сейчас занята, поэтому оставьте номер своего телефона - мы вам перезвоним», - нужно насторожиться. Развитие сюжета может быть следующим: вы оставляете свой номер, и вам перезванивает специально обученный человек, чья задача «развести» вас на деньги.
В-третьих, не отпускайте курьера, пока не раскроете коробочку с покупкой и не прочтете инструкцию по применению. Если она написана мелким шрифтом, возьмите лупу и внимательно ознакомьтесь с текстом. Полчаса, час - сколько понадобится времени, столько и читайте. Если курьер начнет вас торопить - это тревожный сигнал. Нужно ответить: «Либо я не беру заказ, либо ждите». Если вы выяснили, что товар имеет совсем другие характеристики, так и скажите курьеру: «Вещь я не беру, деньги за доставку платить не буду - я заказывала совершенно другое».
Конечно, каждый сам решает, как ему тратить свои собственные деньги. Если уж вы решили совершить покупку в телемагазине, не забудьте, что на товарном чеке должна стоять круглая печать с четким указанием названия и адреса фирмы, у которой вы приобретаете товар. Проверьте наличие гарантийного талона с адресами гарантийных мастерских. А наиболее безопасно относиться к телемагазинам, как к информационным передачам. Заинтересовал товар - завяжите узелок на память и поищите на прилавках обычных магазинов, почти наверняка найдете и главное - дешевле. Прежде, чем лезть в кошелек, не забудьте выключить телевизор.

Марина Садчикова, г. Челябинск
19.12.2008