5 S - пять шагов для поддержания порядка от Toyota
5S — система рационализации рабочего места. Была разработана в послевоенной Японии в компании Toyota.
5S — это пять японских слов:
* Сэири (整理) «сортировка» — чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних.
* Сэитон (整頓) «соблюдение порядка» (аккуратность) — организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать.
* Сэисо (清掃) «содержание в чистоте» (уборка) — соблюдение рабочего места в чистоте и опрятности.
* Сэикэцу (清潔) «стандартизация» (поддержание порядка) — необходимое условие для выполнения первых трёх правил.
* Сицукэ (躾) «совершенствование» (формирование привычки) — воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
Сортировка.
Все материалы делят на:
* нужные - материалы, которые используются в работе в данный момент;
* неиспользуемые - материалы, которые могут использоваться в работе, но в данный момент не востребованы;
* ненужные/непригодные - брак, который необходимо вернуть поставщикам, либо уничтожить.
Соблюдение порядка.
Расположение предметов отвечает требованиям:
* безопасности;
* качества;
* эффективности работы.
4 правила расположения вещей:
1. на видном месте;
2. легко взять;
3. легко использовать;
4. легко вернуть на место.
Содержание в чистоте.
Рабочая зона должна поддерживаться в идеальной чистоте.
Порядок действий:
1. Разбить линию на зоны, создать схемы и карты с обозначением рабочих мест, мест расположения оборудования и т. п.
2. Определить специальную группу, за которыми будет закреплена зона для уборки.
3. Определить время проведения уборки:
* утренняя: 5-10 мин. до начала рабочего дня
* обеденная: 5-10 мин. после обеда
* по окончании работы: после прекращения работы, во время простоев
Стандартизация
Этот шаг подразумевает поддержание состояния после выполнения первых трёх шагов.
Необходимо создать рабочие инструкции, которые включат в себя описание пошаговых действий по поддержанию порядка. А также вести разработки новых методов контроля и вознаграждения отличившихся сотрудников.
Совершенствование/Формирование привычки
Выработка привычки ухода за рабочим местом в соответствии с уже существующими процедурами.
Важные моменты:
* Вовлечение всех работников. Работа в команде.
* Наблюдение за работой оборудования, за рабочим местом, чтобы облегчить их обслуживание.
* Использование фотографий ДО/ПОСЛЕ для сравнения того, что было и какой конечный результат.
* Организация аудитов, чтобы оценить эффективность внедрения программы 5S.
Философия 5S
Некоторых вводит в заблуждение формулировка данной концепции.
5S - это не просто "стандартизация уборки". 5S - это философия малозатратного, успешного, бережливого производства.
Данная философия/концепция производства подразумевает, что каждый сотрудник предприятия от уборщицы до директора выполняют эти пять простых правил. Основной плюс - эти действия не требуют применения новых управленческих технологий и теорий.
Иногда кажется, что рабочий процесс отлажен и все находится на своих местах. Но никогда не стоит останавливаться на достигнутом. В любом процессе можно найти элементы, которые стоит улучшить для повышения качества и устранения потерь.
Система 5 S позволит замечать и устранять потери, которые происходят практически ежеминутно. Постепенно совершенствуясь, Вы и ваши сотрудники будете затрачивать на ту или иную задачу меньше времени, за счет чего возрастет производительность в целом.
5 S не требует вложения значительных средств или использования дорогостоящих технологий. Эта система основана на таких инструментах, как здравый смысл, контрольные листки и методах, не требующих больших затрат. Система 5S была разработана в ходе интенсивной работы на производстве, что доказывает её необходимость и возможность внедрения в любую компанию, стремящуюся к минимизации затрат и повышению качества.
Итак, 5 простых принципов, которые помогут Вам организовать свою деятельность и работу своих сотрудников:
Принцип 1: Сортируй.
Избавьтесь от всего ненужного.
Обойти операционную зону и пометить красным ярлыком все ненужное.
Предметы сортируются по принципу:
А) предметы, которые нужно немедленно вынести, выбросить, утилизировать;
Б) переместить в более подходящее место хранения;
В) нужные предметы – оставить, определив для них постоянное место и обозначить это место.
Те предметы, которые и выбросить жалко, и в работе они не нужны – переместить в специально отведенную зону «карантина» и если они остались нетронутыми в течение 30 дней – безжалостно выбросить, переработать или отдать туда, где они действительно нужны.
Принцип 2: Соблюдать порядок.
Определить «дом» для каждого предмета/инструмента.
Все нужные предметы хранятся в одних и тех же отведенных для них местах. Все места должны иметь обозначение, чтобы сразу было видно, что там лежит, каково количество предметов и сколько и как их хранить. Используйте ящички, стеллажи или просто пометьте на полу краской место для крупных предметов. Создайте стандарты ширины и цвета полос, разметок и карточек для похожих предметов. Проведите эту работу не только в операционной зоне, но и во вспомогательных и бытовых помещениях.
Принцип 3: Содержать в чистоте.
Навести порядок и поддерживать его на рабочем месте так, чтобы можно было проводить контроль имеющихся материалов, оборудования и инструментов.
Лучший способ обнаружить протекающие шланги – содержать их в совершенной чистоте. Уборка в начале, в середине и в конце смены обеспечивает не только чистоту, но и возможность определить потенциальные проблемы со станками и оборудованием. Обозначить опасные зоны. Где необходимо, пометить различными индикаторами оборудование или участки, подлежащие контролю. Определите места, которые долгое время не очищались из-за труднодоступности или отсутствия в этом явной потребности. Очистите все грязные и застарелые пятна. Подремонтируйте оторвавшиеся или изношенные части оборудования или интерьера. Составьте график проверок, регулярно проводите проверки в соответствии с контрольным листом, подписывайте его, заполняйте. Превратите эту процедуру в неотъемлемую часть ежедневного распорядка.
Содержание контрольного листка:
Фото места проведения
Дата и время проверки
ФИО проверяющего
Подпись
Список обнаруженных недостатков
Принцип 4: Стандартизировать.
Сделать правила для первых трех S.
Продумайте необходимые стандарты чистоты оборудования и рабочих мест.
Сделайте такие контрольные листы, которые всем понятны и просты в использовании, висят на видном и доступном месте, регулярно ведутся и проверяются. Проведите специальное обучение для того, чтобы каждый понимал необходимость и обоснованность новых требований и стандартов.
Принцип 5: Совершенствовать.
Используй регулярные проверки исполнения представителями руководства для поддержки дисциплины.
Совершенствуйте порядок, стимулируйте его поддержание. Проводите улучшения все вместе: и рабочие, и руководители. Не забывайте награждать тех, кто выполняет договоренности. Каждый должен увидеть, какие преимущества он получает от системы пяти S, включая растущую безопасность работы. Руководство должно планировать и проводить покраску, чтобы показать всем, что это не разовое мероприятие, а часть обычной работы. Включите уборку в раздевалках и зонах отдыха в контрольный лист.
Материал подготовила Екатерина Пашоликова,
используя книгу «Гемба Кайдзен» Масааки Имаи.