Комиссии по легализации зарплат – все, что вы хотели о них знать, но боялись спросить

Налоговые органы методично вызывают директоров (главных бухгалтеров) организаций, а также индивидуальных предпринимателей в районные налоговые инспекции на комиссии по легализации зарплат. Явление носит массовый характер и охватило всю страну.
По данным сайта http://www.klerk.ru/, только в Москве приглашения на комиссии первыми получили более 40 000 организаций.

В данной статье мы хотели бы рассмотреть следующее:

I. Общая информация о деятельности комиссий по легализации заработных плат;
II. Правовые нормы, регулирующие размер заработной платы;
III. Налоговая, административная и уголовная ответственность за «серые» зарплаты.

I. Общая информация о деятельности комиссий по легализации заработных плат;

Обсуждение происходящего активно ведется на сайте http://www.forum.yurclub.ru/ посетители которого, как всегда, оперативно реагируют на любые знаковые действия государственных органов.

По данным сайта, аналогичные проверки активно проводятся в Карелии, Новосибирской области и многих других областях. Губернатором Новосибирской области, например, еще в 2005 году было подписано Распоряжение «О дополнительных мерах по защите трудовых прав работников», в котором руководителям областных исполнительных органов государственной власти, структурных подразделений администрации области в целях предупреждения нарушений, было указано принимать «дополнительные меры по усилению внутриведомственного государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях», а также «ввести в практику приглашения на заседания комиссий руководителей организаций, имеющих длительную задолженность по выплате заработной платы, с отчетами о причинах образования задолженности и мерах по ее погашению».

Межведомственные комиссии по легализации зарплат, с участием представителей налоговых органов, государственной инспекции труда, фонда социального страхования, пенсионного фонда, прокуратуры созданы и начали работать весной 2006 года, после того, как налоговые органы проанализировали результаты годовых отчетов организаций и индивидуальных предпринимателей за 2005 год. Целью создания комиссий является повышение собираемости налогов (ЕСН) и обеспечение соответствия реальной заработной платы официальной (борьба с «серой» зарплатой).

Порядок работы комиссий следующий:

- предпринимателей (10-20 ИП и организаций) приглашают в одно и то же время в родную налоговую инспекцию, прием ведет, как правило, начальник налоговой инспекции либо его заместитель, на приеме присутствует налоговый инспектор (или несколько).

- пришедших (по 1 – 3 человека) приглашают в кабинет, оглашают результаты анализа годовых отчетов и сообщают, что на конкретном предприятии средняя зарплата работников (или зарплата отдельных работников) составила величину, менее прожиточного минимума, установленного для данного региона (в нашем случае – Свердловской области).

- далее рассказывают про созданные межведомственные комиссии, особенно напирая на участие в них прокуратуры, про горячие телефонные линии, которые будут работать по всей стране и куда смогут звонить обиженные работники и рассказывать о реальных размерах своих зарплат и обещают долгую бескомпромиссную борьбу с «серыми» зарплатами.

Теоретически, предприниматель должен испугаться (или усовеститься) и немедленно убрать все «серые» зарплаты, показав все суммы, реально выдаваемые работникам на руки. Соответственно, выплачивая с этих сумм все налоги. Собственно, никто и не отрицает – так и должно, вообще-то быть. Или мы уже не строим правовое во всех отношениях общество и государство? Строить-то мы строим, но строительство ведем, по старинке, артельно. Кроме того, ситуация с применением конкретных норм права осложняется неоднозначностью толкования и применения этих самых норм.

II. Правовые нормы, регулирующие размер заработной платы;

Правовым флагманом освещаемых событий стала статья 133 ТК РФ (которую от начала до конца со всеми комментариями после посещения комиссии прочитали все работодатели). Многие – впервые…и с удивлением обнаружили, что в соответствии с частями второй и третей ст.133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени (то есть сорок часов в неделю или соответствующее количество часов при суммированном учете рабочего времени) и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который, в свою очередь, не должен быть ниже установленного прожиточного минимума.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета; в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов; в других организациях - за счет собственных средств.

Статья 134 ТК РФ предусматривает необходимость обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится (читай – РАБОТОДАТЕЛЬ ОБЯЗАН ПРОИЗВОДИТЬ) в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами, а в других организациях - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.

При этом никто не отменял действие статьи 135 ТК РФ «Установление заработной платы», которая предусматривает, что системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются: работникам организаций, финансируемых из бюджетов, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами; работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций; работникам других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами. То есть для большинства работодателей системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливают в трудовых договорах с работниками или (и) в локальных нормативных актах. Единственное, что при этом необходимо помнить работодателю - условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ (то есть, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда) по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Поскольку федеральных законов и «иных нормативных правовых актов», регулирующих условия оплаты труда работников, работающих в частных организациях и у индивидуальных предпринимателей, нет, единственной нижней границей размера заработной платы работников является ст. 133 ТК РФ (и локальные нормативные акты – положения об оплате труда, и т.д., а также коллективные договоры и соглашения (на практике в негосударственных и немуниципальных организациях и у ИП практически не заключаются).

Проще говоря, ориентиром для установления минимального размера заработной платы на сегодняшний день является ст. 133 ТК РФ и нормативные акты, устанавливающие минимальный размер оплаты труда и размер прожиточного минимума.

На федеральном уровне минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 198-ФЗ. Минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне установлен в размере 1 100 рублей с мая 2006 года.Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам (Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ). В 2000 - 2004 годах действовал Федеральный закон от 20.11.1999 № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», на основе которого и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по стране. Федеральный закон от 31.03.2006 № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» вступил в силу 04.04.2006 г., и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Начиная с 1 квартала 2005 года величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации Правительством РФ не устанавливалась. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ), величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

В Свердловской области был принят Закон «О прожиточном минимуме в Свердловской области» от 04.01.1995 г. № 15-ОЗ, которым устанавливался порядок определения величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Свердловской области. В соответствии с частью второй статьи 5 указанного Закона величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области на очередной квартал не позднее чем за 15 дней до его начала. На третий квартал 2006 года Правительство Свердловской области установило величину прожиточного минимума в следующих размерах: в расчете на душу населения Свердловской области - 3409 рублей; для трудоспособного населения - 3680 рублей; для пенсионеров - 2700 рублей; для детей - 3250 рублей (Постановление Правительства Свердловской области от 23.06.2006 г. № 541-ПП).
Налоговые органы при общении с предпринимателями указывают на величину, установленную для трудоспособного населения (3 680 рублей), что соответствует норме статьи 133 ТК РФ.

При этом работодателю необходимо помнить, что 6 октября 2006 г. вступают в силу изменения, внесенные в ТК РФ Федеральным законом № 90-ФЗ от 30.06.2006 г. Законодатель внес изменения и в рассматриваемые нами статьи ТК РФ: 133 «Установление минимальной заработной платы», 134 «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы», 135 «Установление заработной платы». По существу ничего не изменится. Части статей изложены в новой редакции, формулировки стали более четкими и конкретными.

Статья 133 ТК РФ дополнена частью четвертой, следующего содержания: «Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда».

Статья 135 ТК РФ изложена в новой редакции. Необходимо обратить внимание на часть первую статьи: «Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда» и на часть четвертую: «Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников». Последнее является новеллой.

На практике это может выглядеть следующим образом: (с учетом изменений, внесенных в ТК РФ и вступающих в силу 06.10.06 г.): В соответствии со статьей 29 ТК РФ, интересы работников при заключении или изменении коллективного договора, а также при реализации права на участие в управлении организацией (к которому, в соответствии со статьей 53 ТК РФ относится, в том числе, учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и проведение консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов), представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Законодатель понимает, что профсоюзы уже в прошлом (или все - таки в недалеком будущем?), поэтому в статье 31 ТК РФ предусматривает, что в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников на локальном уровне, на общем собрании работников тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). Проще говоря. Ваши работники проводят собрание. Избирают своего представителя (представителей) и Вы, в соответствии частью четвертой статьи 135 ТК РФ, обязаны впредь утверждать положения об оплату труда, о премировании и другие локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда с учетом мнения представителей ваших работников. ТК РФ не говорит, как именно вы должны учитывать это мнение (!), но ответственность в виде штрафа за несоблюдение этого требования вы можете понести (статьи 54, 55 ТК РФ).

На самом деле, так было (должно было быть) и раньше. Зарплата работников не должна была быть меньше прожиточного минимума, просто раньше на это ТАК не обращали внимание. Индивидуальные предприниматели регистрировали трудовые договоры в отделах регистрации трудовых договоров администраций муниципальных образований, работодатели - ответчики предоставляли справки по форме 2НДФЛ в суды и никто не сомневался (!) что работникам выплачивается 1 000 -2 000 в месяц при прожиточном минимуме более 3 700 (в Свердловской области).Сейчас все засомневались. Засомневались в общем – то правильно.

Работодатели разделились на 2 группы: на тех, кто уже давно учитывает прожиточный минимум для определения нижней границы заработной платы работников и соответственно платит налоги и тех, кто посчитал, во что выльется приведение зарплат в соответствие с требованиями статьи 133 ТК РФ и соответствующее налогообложение. Особенно посочувствовать хочется работодателям в провинции. Прожиточные минимумы установлены для всей Свердловской (Челябинской, Пермской, Курганской и других) области. Фактически же зарплата, например, продавца в небольшом магазинчике (киоске) в селе на самом деле составляет 2 000 рублей в месяц, и продавцы рады такой зарплате, потому что для села и такая зарплата при работе два через два с 9-00 до 19 -00 – очень хорошо. А индивидуального предпринимателя-работодателя налоговая ставит перед фактом – или плати не ниже прожиточного минимума, или привлечем к ответственности. Предприниматель считает свою выручку (которая тоже в разы отличается от прибыли в областном центре), вычитает налоги и свои расходы и понимает, что так работать нельзя. Те же самые проблемы возникают у муниципальных организаций – зарплата младшего медперсонала в поликлиниках при полной занятости не дотягивает до прожиточного минимума, так что работать над повышением зарплаты придется не только частникам.

III. Налоговая, административная и уголовная ответственность за «серые» зарплаты.

В соответствии сост. 419 ТК РФ, лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена ст. 5.27. Кодекса об административных правонарушениях, в соответствии с которой нарушение законодательства о труде и об охране труда
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
- от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Мы уже столкнулись на практике с применением этой статьи в отношении директора организации (должностное лицо), которого привлекли к ответственности за несвоевременный расчет с уволившимся работником (нарушение ст. 140 ТК РФ). Директор заплатил небольшой штраф (700 рублей), а через месяц прокуратура пришла снова с проверкой по жалобе уже другого уволившегося работника. Сейчас директора привлекают к ответственности по части второй статьи (нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение). Директору грозит дисквалификация срок от одного года до трех лет (Дисквалификация является одним из видов административных наказаний. Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ).

Теоретически, (повторимся) при наличии определенной политической воли, никто не мешает применить эту статью и за нарушение ст. 133 ТК РФ. С одной стороны, не очень страшно, с другой стороны – если устанавливаются правила игры, может быть, следует играть по этим правилам.

Наши рекомендации:

а. если заработная плата ваших сотрудников не дотягивает до прожиточного минимума (3 680 рублей в Свердловской области в 3 квартале 2006 года), подготовьте приказ (положение) о «Поэтапном повышении зарплат работников», в котором укажите оклады работников в соответствии с установленным прожиточным минимумом и планомерном их повышении, по мере повышения прожиточного минимума,

б. ответственность за исполнение приказа и контроль возложите на директора (то есть на самого себя), на заместителя или на главного бухгалтера,

в. копию приказа захватите с собой на комиссию и честно вручите инспектору,

г. следите за тем, чтобы зарплата работникам и налоги выплачивались в полном соответствии с приказом (потому что с другой стороны за этим будет (не сомневайтесь!) следить ваша налоговая.

Большего в налоговой потребовать от вас не могут, потому что статью 135 ТК РФ никто не отменял и вы вправе сами определять условия оплаты труда (в том числе, размеры окладов, тарифные ставки и прочее). Большего теоретически (смотри выше) могут потребовать только ваши инициативные работники (то есть, их представительный орган)! Целью подготовки и обнародования данного материала – разобраться в происходящем и помочь разобраться огромной армии предпринимателей – работодателей, поскольку ничего так не страшит, как неизвестность! Теперь вы знаете все (или почти все) про комиссии по легализации зарплат и можете смело принять приглашение вашей родной налоговой, а не делать вид, что «никого нет дома».

Далее – о налоговой ответственности за «серые» зарплаты.

Начальник отдела абонентского обслуживания ИНТЕЛЛЕКТ-С, Иванова Т.С.

НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КАРАТЕЛЬНОГО РЕЙДА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ «СЕРЫХ» ЗАРПЛАТ

Единственное, что может сделать налоговый орган в ответ на игнорирование требований об увеличении официальной части заработной платы это, конечно же, налоговая проверка. Как показывает практика, в ходе нее инспекторы пытаются найти:

1. Ведомости, по которым выплачивается «черная» заработная плата. Прежде всего их интересуют бумажные ведомости с росписями работников, которые подтвердили бы фактическое получение последними дохода.

2. В случае отсутствия бумажных ведомостей, проверяются компьютеры предприятия с целью обнаружения файлов, свидетельствующих о начислении работникам более высокой заработной платы, тех же ведомостей. Следует отметить, что некоторые работодатели, чтобы замести следы просто стирают с компьютера файлы с информацией, без использования специальных программ для уничтожения данных, однако стертое можно восстановить.

3. Опрос работников о размере полученной заработной платы. В данном случае, работники выступают как свидетели, и опрос должен производиться с соблюдением положений статьи 90 НК. Они в обязательном порядке должны быть уведомлены об ответственности за дачу ложных показаний, кроме того, называть конкретные полученные суммы, в противном случае, юридическая цена таким показаниям будет не высока.

4. Получение информации из сторонних источников, в первую очередь, справки о размере заработной платы, предоставляемые работниками в банки для получения кредитов, а также объявления самих предприятий о наличии вакансий, как правило в таких объявлениях указывается реальный размер заработной платы которую будет получать соискатель.

5. Экзотические способы, например, проведения сравнительного анализа размера заработной платы по аналогичным специальностям на предприятиях города. Конечно, сами по себе доказательства, указанные в пунктах 2, 3, 4 и 5 по отдельности не доказывают, что работник фактически получил вменяемые суммы, их не достаточно для доначисления налогов и привлечения к ответственности, однако в совокупности с другими доказательствами их может быть достаточно. В результате проведенной проверки налоговый орган может доначислить следующие суммы:

а. Пени по НДФЛ, ЕСН и взносам в ПФ;
б. Штраф за неисполнение обязанности налогового агента по статье 123 НК;
в. ЕСН;
г. Штраф за неуплату ЕСН по ст. 122 НК;
д. Взносы в ПФ;
e. Штраф за неуплату взносов в ПФ по п.2 ст. 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".

В крайнем случае, должностные лица организации-работодателя могут быть привлечены к уголовной ответственности по статьям 199 и 199.1 УК РФ, а работодатель -ИП по статьям 198 и 199.1 УК (при этом ИП освобождается от штрафов по Налоговому Кодексу – пункт 3 ст. 108 НК).

Примечание:

1. Доначисление работодателю НДФЛ, который не был им удержан, является неправомерным, так как налог должны будут в этом случае уплатить сами работники;
2. Контролирующие органы попытаются одновременно взыскать и ЕСН и взносы в ПФ. Однако ЕСН может быть уменьшен на сумму взносов на общем основании;
3. Работодатели должны помнить, что на сумму выявленной «черной» заработной платы подлежит уменьшению налогооблагаемая база по налогу на прибыль, в результате, основная часть взысканного налога может быть компенсирована за счет другого. Правда, это актуально для прибыльных предприятий;
4. Работников следует проинструктировать, что в случае выявления фактов выплат «черной» зарплаты пострадают и они, помимо взыскания с них суммы не удержанного НДФЛ, их могут самих привлечь к уголовной ответственности, как соучастников, вот, что сказал по этому поводу официальный представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем Арбитражном судах Михаил Барщевский: «На заседании правительства он пояснил, что конвертные схемы используются для ухода не от подоходного, а от единого социального налога. Это преступление карается по статье 199 Уголовного кодекса. В проект закона о налоговой амнистии же предусмотрено освобождение от уголовной ответственности только по статье 198 УК РФ. При этом само получение зарплаты в конверте рассматривается, как соучастие в преступлении и влечет за собой наказание. Такую позицию, по его словам, занимает Генпрокуратура» (с) http://www.klerk.ru/news/?29291

Конечно, сами по себе доказательства, указанные в пунктах 2, 3, 4 и 5 по отдельности не доказывают, что работник фактически получил вменяемые суммы, их не достаточно для доначисления налогов и привлечения к ответственности (сотрудники ИНТЕЛЛЕКТ-С несколько раз выигрывали споры у налоговой инспекции по подобным делам), однако в совокупности с другими доказательствами их может быть достаточно.

Обратите внимание на Письмо ФНС от 28.07.2006 г. № ВЕ-6-04/742@

Авторы: Иванова Т.С. начальник отдела абонентского обслуживания, Иванов Н.С. замдиректора ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь
(с) Группа правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С, 2007
http://www.ekb.intellects.ru