Как не "сгореть" на работе

Письмо в редакцию: "Во многом благодаря моему честолюбию моя карьера складывается удачно: я работаю в компании-бренде и руководитель меня ценит. Я был невероятно доволен своей работой, пока на меня не напала какая-то тоска. Началось с того, что все чаще и чаще я приходил на работу с тяжелой головой. А однажды понял, что не хочу ни работать, ни развлекаться, ни встречаться с друзьями… Как и прежде я появляюсь в офисе в 9.30, весь день общаюсь с клиентами, но не могу не замечать, что к работе отношусь формально, задерживаюсь в корпоративном кафе во время обеда и часто думаю: «Скорей бы пятница!» Может, стоит уйти в другую компанию? Мой приятель, считает что это не выход, и ставит мне диагноз - «синдром эмоционального сгорания». Что это за «недуг» и как с ним бороться? Алексей Калинин, менеджер по работе с клиентами

Письмо читателя комментирует Татьяна Мужицкая, тренер Консалтинговой Группы «СЭТ»:

- Можно предположить, что «недуг», о котором говорит Алексей – это действительно классическое и весьма распространенное сейчас «заболевание», называемое «синдромом сгорания», признаками которого как раз и являются перечисленные Алексеем спад интереса к работе вплоть до равнодушия или уныния. Что же является причиной этого заболевания? Иногда мы неверно рассчитываем свои ресурсы, и наше тело сигнализирует об этом. Видимо, это и случилось с Алексеем. Вообще же потенциальными жертвами синдрома становятся те, кто по долгу своей службы много общается с людьми. Известно, что поддержание близких отношений и эмоциональная включенность порой выматывает человека сильнее, чем тяжелый физический труд. Кто же составляет группу риска?

1. Люди, эмоционально вовлеченные в профессию: руководители, менеджеры по продажам и по работе с клиентами, страховщики, педагоги, врачи, журналисты, психологи.

2. Специалисты, которые эпизодически должны проявлять гиперактивность. Например, антикризисные управляющие или менеджеры туристических компаний, которым на лето нужно мобилизовать внутренние силы.

3. Сотрудники, постоянно имеющие дело с негативом: конфликт-менеджеры, менеджеры по разбору претензий, консультанты телефонов доверия.

Как правило, «выгорают» лучшие сотрудники, к каковым, похоже, относится Алексей. И выводить из строя ценные кадры помогают руководители, привыкшие «грузить на того, кто везет».

Сотрудник «сгорает», когда:

- его реальные возможности не соответствуют требованиям, предъявляемым руководителем

- чувствует тотальный контроль вместо того, чтобы получить желанную самостоятельность в работе

- отсутствует адекватное вознаграждение за работу, что переживается как непризнание труда между его этическими ценностями и требованиями, которые предъявляет работа, вырастает пропасть. Например, человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, вопреки тому, что обман для него – преступление его

- работа скучна и монотонна

Пожар своими руками

Однако жертвы синдрома, попав в его когти, нередко сами способствуют развитию «болезни». Каким образом?

Во-первых, им помогает внутренний диалог, который они ведут сами с собой. Они уподобляются герою анекдота, у которого сломался утюг, и он идет к соседу, думая: «Не даст! Припомнит старый долг. Скажет, что у меня розетка неисправна и я его утюг спалю». В итоге, когда мужчина видит соседа, расположенного к общению, вместо того, чтобы обратиться с просьбой, выпаливает: «Да подавись ты своим утюгом, гад!» Размышляя в таком ключе о настоящем и будущем, мы сами загоняем себя в стресс.

А, во-вторых, мы забываем, что собственный энергорезерв нужно пополнять и расходовать аккуратно. Сетовать на упадок сил так же глупо, как не заряжать вовремя мобильный телефон и злиться: «Батарейка села в самый неподходящий момент! Все против меня!» Есть ли возможности пополнения нашей «батарейки»? Конечно, есть. Да, растягивать рабочий день до 10-12 часов - болезнь всех руководителей и тех, кто очень любит свою работу. Но с этой болезнью можно и нужно бороться, чтобы избежать сгорания.

В одной американской компании у группы менеджеров среднего звена вошло в привычку засиживаться после работы часиков до десяти. Тогда руководство направило их на курсы, начинавшиеся в шесть вечера. К этому времени менеджеры заканчивали дела и отправлялись в аудиторию. А когда обучение завершилось, руководитель открыл истинное предназначение курсов: «Мы научили вас уходить с работы вовремя!»

Можно вспомнить, как, например, медики, поступают очень мудро, переодеваясь в обычную одежду по окончании рабочего дня и с медицинским халатом как бы «снимая» мысли о работе. Деловому человеку будет полезно взять этот прием на вооружение.

Например, условиться с самим собой, что рабочий день заканчивается, когда я закрываю планинг или дверь кабинета.

Кстати, планинг в профилактике синдрома сгорания хороший помощник. Мы привыкли планировать рабочий день. А личное время? Как правило, нет. Если же личные дела не попадают в ежедневник, то пустые строчки как бы притягивают к себе дела. Это надо исправить. Как только в расписании дня появляется запись о том, что час надо посвятить общению с ребенком, будет причина призадуматься, прежде чем ответить на предложение партнера вместе поужинать.

Иногда, чтобы вернуть интерес к работе, достаточно интеллектуально встряхнуться. Надо понять, что такой тягостный период в жизни не конец, а новая точка отсчета. Посмотрите по сторонам! Это позволит пусть не найти выход из лабиринта, но хотя бы понять, что в нем есть второй этаж.

Молодой человек был на грани увольнения, когда пришел к руководителю со словами: «Я совершенно опустошен. Да, я хороший менеджер по продажам, но занимаюсь пустяками, и эта мысль отбивает по утрам желание встать с постели». Руководитель отправил его на тренинг, посвященный работе с аудиторией. Специалист скептически отнесся к этому, так как тренинг не был связан с его деятельностью. Но после обучения молодой человек вернулся к своей работе с горящим взором и руководителю сказал: «Оказывается, есть еще столько интересного, что можно сделать!»

Моя подруга – преподаватель английского языка, рассказывает, как часто среди ее студентов попадаются люди, для которых изучение языка не самоцель. Они ходят на курсы, чтобы сменить обстановку. И верно поступают! Оказавшись в новой среде, человек понимает, что он не «прирос» к своему пьедесталу и ему есть куда двигаться. А движение – лучшее средство по борьбе со сгоранием на месте.

По стопам Мюнхгаузена

Как только вы поймали себя на мысли, что клиенты – сволочи, а начальство – еще хуже, появляться на работе в таком состоянии нельзя. «Сгорание» заразно! Если «выгоревший», в очередной раз собираясь на встречу, брюзжит, как ему надоели переговоры, клиенты, контракты, это настроение обязательно «инфицирует» и его коллег. И вместо одного мизантропа появится целый отдел «клиентоненавистников».

Есть универсальный рецепт того, как привести себя в тонус. Спросите себя: какие 10 мер, я принял за последние полгода, чтобы моя работа стала интереснее для меня? Скорее всего, большинство из нас, если посмотрит правде в глаза, придет в ужас и ответит – ничего! Но не все потеряно. Подумайте, что вы можете сделать в этом отношении, запишите эти 10 золотых пунктов и начинайте претворять в жизнь.

Однако если вы по-прежнему страдаете от головных болей, депрессии и вас в прямом смысле слова тошнит от работы, возможно, ваша попытка вытащить себя за волосы не удалась – и это дело надо доверить психологу.

Инструменты пожаробезопасности

1. Будьте внимательны к себе. Отмечайте, что вызывает дискомфорт и быструю усталость, а что помогает восстановиться.

2. Определяйте краткосрочные цели и стремитесь к ним.

3. Хватит искать в работе счастье или утешение. Работа - не убежище, наслаждайтесь самим ее процессом.

4. Больше посвящайте времени себе. Вы имеете право и на частную жизнь!

5. Если коллега слезно просит сделать за него работу, подумайте, может быть, он все же справится сам?

6. Избегайте ненужной конкуренции, ведь иногда участие важнее победы.

7. Воспринимайте внешние факторы, на которые вы не можете повлиять, как погоду. На дождь раздражаться глупо.

8. Многие проблемы усугубляются из-за того, что современный человек слишком много живет в «голове», зацикливается на мысленном процессе. Йога, танцы или массаж – прекрасный способ «переселиться» обратно в тело и не дать себе засохнуть.

Тест

Насколько вы близки к перегоранию?

Нарисуйте снежинку и на каждом ее луче напишите сферы своих жизненных интересов: работа, семья, друзья, собственное здоровье… Отметьте по лучам снежинки степень удовлетворения от всех обозначенных сфер, принимая за ноль центр снежинки. Соедините полученные точки. Это ваше колесо фортуны. Оно округлое, или чуть-чуть неровное? Поздравляем, вы гармоничная личность! Если колесо гнутое, обратите внимание, на каком участке оно «провалилось»? Этот участок требует серьезной работы, если не хотите испытать на себе все признаки синдрома эмоционального сгорания.

СГОРЕЛ?! СВОБОДЕН!

Синдром сгорания – не личная проблема сотрудника. Это и проблема компании, которая не потрудилась минимизировать риск «сгорания». Как российские компании предотвращают невидимый пожар в стенах своих офисов?

Остальные для профилактики синдрома используют подручные средства. Например, в компании «Автомир» отдел по развитию персонала осуществляет мониторинг состояния работников фронт-офиса, что, однако, не мешает менеджерам по продажам «гореть». Но после работы на другой площадке или пребывания в роли наставника для стажера, половина из них возвращается в ряды энергичных и амбициозных.

Специалисты по регулированию убытков РОСНО, каждодневно подвергающиеся стрессу, раз в год посещают тренинги по общению со сложными клиентами. Но, как объяснили в страховой компании, эти тренинги скорее «разгрузочные», чем обучающие.

В компании Luxoft считают, что признание успехов содействует снятию стрессов. Это можно понимать и буквально, так как лучший сотрудник года в подарок получает путевку в дом отдыха. Других работников компания ограждает от синдрома, выдавая им льготные путевки в пансионат, а также регулярно устраивая турниры по настольному теннису и футболу.

Три года назад компания Sun Interbrew озадачилась неожиданно вскрывшимся фактом: у большего числа сотрудников рабочий день длился дольше, чем предусмотрено. Во многом в этом были виноваты спонтанно составленные графики. С тех пор во избежание сверхурочного «трудоголизма» графики работ утверждаются на год вперед, а менеджеры лично отвечают за их исполнение.

В «Вымпелкоме» действует правило, согласно которому линейный персонал работает до 18.00. Переработки расцениваются как проявление непрофессионализма, а не как поступок достойный похвалы.

Источник: "Элитный Персонал"

Мы нашли это тут: http://www.rabotka.ru/onjob/st6.php