Фальсификация воды и водохозяйственной продукции
Х международная симпозиум-выставка "Чистая вода России" состоялась 7-9 октября 2008 г. в г. Екатеринбурге.
Выдержка из доклада "Фальсификация воды и водохозяйственной продукции" (Розенталь О.М., Институт водных проблем РАН, Москва, Россия, Сурсяков В.Н. , Уральский центр стандартизации и метрологии, Екатеринбург, Россия)
По мере повышения уровня осведомленности населения о плачевном состоянии системы центрального водоснабжения и других водоисточников, используемых для хозяйственно-питьевых целей, «водный» бизнес становится все более доходным делом. При этом качество поставлявяемой питьевой воды, напитков, минеральных вод и водохозяйственной продукции нередко далеки от удовлетворительного. Из-за того, что оценка контролируемых показателей перечисленных видов продукции у потребителя - дело непростое, испытания воды «на вкус» бессмысленны, а реальное повышение ее качества недешево, распространена фальсификация. Некоторые компании, приходящие на водный рынок, используют не артезианские скважины, а ресурсы центрального водопровода, или же добывают воду из сомнительных источников, которые известны только им. Подделывают и выпускают в многочисленных подпольных цехах, под вывесками уважаемых организаций популярные минеральные воды. Так, в торговых точках Алтайского края, где большинство жителей употребляет минеральную воду, в результате проверки Роспотребнадзор выяснил, что 43 % реализуемой воды фальсифицировано.
В настоящее время грубо нарушаются права потребителя многих представленных на рынке напитков, питьевой и минеральной воды, но особенно часто - водоочистных устройств. Сложность выявления подделок, особенно в системах сетевого маркетинга, представляет серьезную угрозу для здоровья потребителей. Роспотребнадзор фиксирует объем фальсификации рассматриваемых продуктов на рынке России на уровне 25%. Однако, по данным института водных проблем РАН этот объем для водоочистного оборудования достигает 40-80%.
Характерно очень быстрое нарастание объема несоответствующей продукции при переходе от сырья к полупродуктам и, особенно, к продукции конечного потребления. Так, например, если объем несоответствующих картриджей, поставляемых для линий сборки водоочистных установок, не превышает 10%, то в системе розничной торговли эта цифра втрое больше. Что же касается доли «умышленного несоответствия» собственно водоочистных установок, то их доля на рынке приближается к 100%! (…)
Очевидно, что серьезную роль в поддержке выбора потребителя могла бы сыграть сопроводительная документация на продукцию. К сожалению, в настоящее время такая документация мало информативна. Указано, например, что изделие очищает воду от тяжелых металлов или хлорорганических соединений, только неясно в течение какого времени. Или приводится продолжительность работы до регенерации, но не указан объем пропущенной за это время воды. Или указан объем пропущенной воды, но не известно ее качество на входе в установку. Поэтому даже
если установку можно использовать, например, в Екатеринбурге, то это не означает, что она приспособлена к условиям Нижнего Тагила. (…)