Правовые методы борьбы со спамом
Все пользователи электронной почты знают, что такое спам. Многие пытаются со спамом бороться различными методами: от технических до правовых. Но если технические методы хотя бы позволяют частично добиться уменьшения поступающих на почту рекламных и иных массовых сообщений, то эффективных правовых методов до сих пор придумано не было. Принятая в Интернет норма OFISP соблюдается лишь «старожилами» Интернет и ответственность спамеры несут лишь перед своими провайдерами (операторами связи), если последние включили соответствующие условия со ссылкой на указанную норму в договор на оказание услуг связи, предусмотрев за нарушение таких условий ответственность. Есть также попытки некоторых законодательных органов решить эту проблему. Например, по сведениям www.mosinform.ru, Московская городская дума планирует предложить внести поправки в ряд федеральных законов с целью запретить распространение ненужной рекламной информации (спама) в Интернете.
На мой взгляд, правовые инструменты для борьбы со спамом уже имеются в действующем законодательстве.
Рассмотрим один из способов рассылки. Некое лицо, обладающие базой адресов электронной почты, которые были собраны из неосторожно указанных владельцами адресов электронной почты при произведении различных действий в сети Интернет, а также добытых иными способами. Данную базу лицо либо самостоятельно использует для оказания возмездных услуг массовых рассылок, либо продает. Однако, адрес электронной почты, является персональными данными лица и конфиденциальной информацией. Так, по аналогии с почтовой связью «адресные данные пользователей услуг почтовой связи», т.е. информация о гражданах (фамилия, имя, отчество, почтовый адрес), а также о других пользователях услуг почтовой связи (наименование и почтовый адрес), являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям. Лицо же, обладающее базой адресов электронной почты и использующее персональные данные других лиц в целях извлечения прибыли, нарушает статью 23. и часть 1. статью 24. Конституции Российской Федерации, на основании которых не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица, а также гарантируется тайна связи. В зависимости от конкретного случая, теоретически, обозначенные действия лица могут повлечь наказание по статье 137. (Нарушение неприкосновенности частной жизни) и по статье 138. (Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений), в том числе части 3. (незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации). Конечно, до выработки четких схем пресечения деятельности спамеров, правоохранительным органам придется по отношению к каждому нарушителю определять состав преступления индивидуально.
Но это еще не все, что нарушают спамеры по действующему законодательству. В результате действий спамера у владельца адреса электронной почты возникают убытки. На получение незапрошенных сообщений последние тратят свои деньги, поскольку платят за время доступа к Интернет или за объем трафика Интернет, а иногда они платят за дисковое пространство, на котором находится почтовый ящик. Для получения одного такого сообщения деньги тратятся незначительные, но поскольку таковых сообщений приходит на почтовый ящик много, то сумму убытков возможно рассчитать. Возможно, из-за небольших убытков никто до сих пор и не придумал способа борьбы со спамом. Итак, схема следующая: спамер тем или иным образом получает прибыль с того, что производит массовые рассылки, а получатели спама оплачивают получение данных рассылок, хотят они этого или нет. В связи с чем, спамеры должны компенсировать владельцам адресов электронной почты их затраты на получение таких почтовых сообщений в зависимости от конкретной ситуации на основании статьи 10., статьи 395. и части 4) статьи 1103. Гражданского кодекса Российской Федерации. Давайте, попробуем посчитать, сколько в сумме спамеры тратят денег владельцев адресов электронной почты, отправив одно письмо. Одно письмо в размере 100 Кбайт (красивое, с картинками товаров и движущимися надписями) рассылается по 1 000 000 электронным адресам, при средней стоимости услуг за трафик эквивалентной 0.08 долларов США за 1 Мбайт = $7812,5. Или другой вариант, сколько одна компания тратит денег в месяц на оплату получения спама. Предположим, в день каждому сотруднику приходит 200 писем спама, средний объем каждого письма 25 Кбайт, сотрудников, имеющих адреса электронной почты, в компании 30 человек, как мы договорились стоимость трафика эквивалентна $0,08 за 1 Мбайт, умножим результат на 30 дней = $351,6. Видимо, здесь есть тоже плодотворная почва для работы правоохранительных органов, например ОБЭП.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: бороться со спамом не только нужно, но и возможно, а для крупной компании инициировать возбуждение производства по пресечению деятельности спамеров даже выгодно.
Ольга Лазарева
Источник: http://www.provider.net.ru/article.31.php