Общество для многомерного человека
Все СМИ заполонила реклама, построенная на жестком, прямом аппелировании к низким инстинктам: сексу, агрессии, контролю над другими людьми. Реклама использует все социальные пороки, являясь рассадником социальных вирусов. Реклама, которая рекламирует очевидно вредные для физического и психологического здоровья человека товары и услуги. Перечень можно продолжать. Так почему общество или те, кто по долгу службы или по праву силы поставлены следить и управлять им, это терпят?
В своей книге "Одномерный человек" социальный психолог и политолог Герберт Маркузе пишет: "…культ потребления является одной из форм общественного контроля. В этом он ничем не лучше коммунизма. Внешне система, в которой мы живем (капитализм), претендует на то, что основана на демократических принципах, но на самом деле она является авторитарной в том, что несколько человек диктуют наши представления о свободе посредством рекламы. Они оставляют нам только один способ быть счастливыми - покупать. В этом обществе люди несвободны в том, что работают больше, чем им необходимо для обеспечения реальных основных потребностей. Оно разрушительно в том, что материальные предметы или деньги становятся средством социальной связи".
Здесь кроется ключ к разгадке того упорства, с которым государство защищает разрушительно действующую рекламу. Реклама - не двигатель торговли. На самом деле реклама несет социально-организующую функцию.
Вдумайтесь в это. О чем могут сегодня говорить современные люди? Любой разговор крутится вокруг того, кто что купил, куда съездил в отпуск, как потратил свои деньги. Люди объединяются только для двух основных целей, чтобы заработать деньги, или чтобы их потратить, получив взамен больший социальный статус. Это держит людей в общественной игре, заставляя принимать на себя социальные роли.
Это работало какое-то время. Ведь это аппелировало к основному инстинкту не животного, а человека - быть в обществе себе подобных. Социализм же предлагал в качестве замены этой связи абстрактную идею, не имея средств к изменению природы человека. Капитализм победил, потому что система связи между людьми, построенная на потреблении, укоренена в природе человека, основа которой - получение.
Однако капитализм тоже конечен. Мы вступили в эру, когда люди уже пресыщаются простым потреблением. Предвестником этого является то, что консьюмеризм уже перестает выполнять функцию связи. Люди не хотят больше потреблять. Так о чем говорить? Что заставит их действовать, входить в общество с себе подобными, иметь семью и детей? Стимул, который давало общество для того, чтобы связываться с другими людьми, перестает действовать. Мы видим эту тенденцию в обществах развитых стран. Люди запираются дома, не хотят выходить. Для чего? Чтобы мне рассказали о том, кто что купил и куда съездил? Не хочу, тошно. Так постепенно расползается социальная ткань.
Таким образом, необходимо найти новую модель связи между людьми, построенную на других принципах. Каковы эти принципы? Коммунизм как идеология аппелировал к моральной основе человека. И в целом, основная идея "от каждого по способностям каждому по потребностям" действительно справедливее и человечнее, чем идея равных возможностей. Ведь как могут помочь мне равные возможности, если я от природы слабее и глупее других, успешных? И почему это дает им право эксплуатировать меня, ставя в зависимость от их желаний?
Но как прийти к этой связи, построенной на приоритете желаний другого человека и общества в целом над своими желаниями, - связи, к которой мы интуитивно стремимся, но которая кажется такой недостижимой? Почему же она недостижима? Проблема в том, что моральная основа сама по себе, без изменения самой природы человека, слаба. Доказательство этому - фашизм в Германии. Потому, что моя природа на сегодня - полностью противоположна этому принципу.
Это все равно, что требовать от машины, чтобы она поехала на воде. Но с другой стороны, мы обязаны что-то сделать, пока не окажемся в ситуации, когда прошлые "палки и морковки" перестанут действовать, когда деньги перестанут быть социально-организующим фактором. Нам надо выстроить в себе социальную природу другого плана. Выйти в другое измерение связи между людьми. Нам нужна методика исправления нашего эгоизма, его замены на свою противоположность. Время этого изменения уже пришло, чему свидетельство - демонтаж общества потребления, свидетелями которого мы являемся.
Глеб Зиновьев