Что ненавистно тебе...
"Не делай другому то, что ненавистно тебе"
Рабби Гилель
Говорят, мы вышли из пещер, - нет, мы только входим в них. Мы - пещерные, никого не ненавидели. Да, убивали и, случалось, ели соплеменников, но не из-за ненависти, а чтобы не подохнуть от голода или сохранить своих женщин и кров от желающих отнять их у нас. Сейчас мы - цивильные, высокотехнологичные, компьютероголовые, массово, истово, в злобе, ревности, жестоковыйности, в черных очках национальной гордыни, через которые смотрим на мир, не замечая, не видя собственного уродства, втягиваемся в глотку тьмы, тотального взаимоненавистничества и... радуемся! Торжествует бог злобы - эгоизм, все более всасывая нас в свои бездонные пещеры, широко распахивая перед нами свои пещерные ценности. Кто в пещерной тьме узрит любовь к другим? Смеетесь!
Мы зеркала завесили черными полотнищами единственно, чтобы не испугались своих же рож, искаженных ненавистью, чтобы не увидели в зеркалах свои собственные прыщи, полные черного гноя злобы. Мы, сегодняшние, боимся даже тихо начать осознавать, что красотой добра и любви наши фейсы не блещут. Да и вообще, чего это вдруг я должен кого-то любить? Ведь он меня же терпеть не может!
- Учитель, - сказал юноша, - я вижу мир и потрясен его испорченностью. – Кто тебе сказал, что ты видишь мир? – ответил на это учитель. – Быть может, ты видишь лишь самого себя. Мир, каким ты его видишь, - это демонстрация твоих свойств и желаний. По ним ты можешь судить о том, насколько сам испорчен или исправлен.
Настроим свой внутренний микроскоп, поставим задачу: почему мы ненавидим? И вглядимся внимательно, увеличивая изображение и углубляясь постепенно в суть.
Жизнь проходит. И проходит она в ненависти, но, наверняка, каждый желал бы, чтобы он проходила в любви. Однако, есть во Вселенной один тоталитарный режим, правлению которого мы подчиняемся и нет никакого смысла закрывать на это глаза, - это эгоизм или желание получать, наслаждаться ради себя. В самой природе нет зла, природа - это абсолютная отдача, любовь, все из себя наружу. Ведь от кого мы все получаем? От природы! Ненависть в нас из-за корня нашего, эгоизма, который ненавидит природу из-за своей противоположности ей. И пока наше восприятие испорчено эгоизмом, мы ничего не можем оценить правильно и объективно. Более того, эгоистические желания постоянно растут и не получив исправления, усиливаются, и тогда мы находим мир все более и более испорченным.
Каковы сейчас мои взаимоотношения с окружающими? Я отталкиваю их, презираю, мне нет до них дела, пускай пропадут пропадом, но с удовольствием использую других для своей же пользы. Негатив, обращенный на окружение, - это и есть мое эго. Так мы обнаруживаем полнейшую разобщенность. Это выражается как не просто черствость к ним или пренебрежение, а отторжение единства, разрыв взаимосвязи. Каббала называет это ненавистью.
Неприятие единства - вот что такое подлинное зло. Раскрыли ли мы его в себе? Или переживаем из-за других "изъянов", мол, некрасивы или бедны? Ненависть и отвращение к другим - вот где собака зарыта. Это место, где обрываются все наши, казалось, хорошие начинания, инициативы. Мы можем строить себе воздушные замки, надеясь и мечтая, что, помогая бедным и сирым, мы изменим нашу природу на лучшую. Зло – это желание навредить ближнему и удовольствие, когда мне лучше, чем ему.
"Чужой" - вот, пожалуй, более или менее точное определение, которое мы даем другому. И чем хуже ему, тем лучше мне, если это не угрожает моей личной безопасности. И я доволен, если у него что-то не так, и ненавижу, когда он более удачлив, чем я. Ведь нет этого у меня, а у него есть! Я с интересом слушаю о несчастьях в мире, потому что они случились не со мной, и от этой мысли мне становится хорошо. Я удовлетворен тем, что мою жизнь не затронули эти несчастья, ведь не желаю испытывать страдания от них.
Все проблемы наших дней призваны показать, что главная проблема - это природа человека, который не может ужиться ни с другими, ни с собой. Таким путем природа подталкивает нас к точке кризиса: чем больше ненависти мы раскроем, тем сильнее захотим избавиться от нее. Однажды мы больше не сможем мириться с ней.
Мы живем в мире, где все должны быть связаны вместе, природа зажимает нас в эти тиски. Мы же стремимся наоборот, максимально разделиться. И нет у нас никакой возможности сбалансировать две эти силы, противоположные друг другу: наше эго, отдаляющее нас друг от друга, и силу природы, которая сдавливает нас и запирает всех вместе, словно в тюрьме. Мы оказываемся, будто в одной комнате, - люди, ненавидящие друг друга. Ситуация становится невыносимой и непонятно, что же дальше делать?!
Наука каббала позволяет учиться у Природы законам мироздания, не искаженным эгоизмом, и исходя из них объясняет, как нам правильно организовать человеческое общество. Основой сотрудничества должны стать не зашкаливающие эгоистические желания, а общая цель, ради которой каждый готов отказаться от самолюбивых амбиций. У нас нет другой альтернативы, как начать изучать законы природы в отрыве от эго, потому что мы - нераздельная часть ее.
"Не делай другому то, что ненавистно тебе". Звучит, кажется, добродушно и оптимистично, как знак хорошего отношения друг к другу. Задумаемся над этим.
Влад Рутус