Последняя попытка спасти российский автопром

Еще в декабре прошлого года премьер-министр России Владимир Путин заявил, что в 2009 году россияне смогут на льготных условиях получить кредит на покупку автомобиля. Однако программа поддержки отечественного автопрома заработала только в апреле. В список же машин, которые можно было приобрести на выгодных условиях, попали легковушки, собираемые на территории России, причем как отечественных, так и иностранных брендов.

Главным условием для включения автомобиля в вышеназванный список была его цена, которая не должна превышать 350 тыс. руб. В итоге под льготное кредитование попал весь модельный ряд АвтоВАЗа и очень ограниченное количество самых бюджетных иномарок, собираемых в РФ. На днях стало известно, что в программу стимулирования продаж было решено включить автомобили стоимостью до 600 тыс. руб.

Изначально предполагалась, что государство должно было оплатить часть процентов по кредиту на покупку автомобиля в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. Как считают участники рынка, первоначальная программа льготного кредитования обладала двумя недостатками. Во-первых, большинство машин, которые пользуются в России большим спросом, не попали под льготное кредитование из-за своей более высокой стоимости, а во-вторых, только одной введенной на год программы стимулирования автопроизводитей в России было явно недостаточно для поддержки производства на местном рынке.

В первоначальный список льготного кредитования, утвержденный российским правительством, попали, кроме всех моделей АвтоВАЗа: Chevrolet Niva, FIAT Albea, самый бюджетный вариант Ford Focus, KIA Spectra, Renault Logan, UAZ Hunter, простейшая комплектация Skoda Fabia и седан Volkswagen Jetta, который все же покинул позже льготный список из-за превышения ценового лимита. Новый проект правительства увеличит стоимость машин, попадающих под льготное кредитование, до 600 тыс. руб. Как считают в аналитическом агентстве “Автостат”, в новом списке могут появиться: Volga Siber, UAZ Patriot, все тот же FIAT Albea в более интересных комплектациях, равно как и Skoda Fabia, еще ряд иномарок, выпускаемых в России, и популярные варианты лидера российских продаж Ford Focus.

По мнению ряда экспертов, первоначальный вариант списка льготного кредитования так и не сумел оказать реальной поддержки автопроизводителям в России. “Потребители этих автомобилей не готовы (и материально, и психологически) приобретать машины в кредит, – говорит генеральный директор “АвтоСпецЦентра на Таганке” (официальный дилер Skoda) Виталий Грошенков. – Таким образом, программа изначально была ориентирована не на ту потребительскую аудиторию. К примеру, в наш дилерский центр было много звонков относительно льготного кредитования, но запросы этих клиентов выходили далеко за пределы ценового ограничения в 350 тыс. руб.”. Как считает ведущий аналитик департамента консалтинга РИА “РосБизнесКонсалтинг” Анна Синявская, еще рано делать выводы, несмотря на существенные недостатки. “Программа заработала с апреля, однако первые результаты показывают, что банки тормозят выдачу автокредитов, – отмечает Анна Синявская. – По данным Минпромторга, было подано 14 700 заявок, при этом удовлетворено лишь 5498”.

Что же касается Skoda Fabia, то, как отмечает Виталий Грошенков, в минимальной комплектации этот автомобиль стоит 364 тыс. и не подпадает под программу. “Цена в 349 тыс. действовала на Fabia в 2008 году, – поясняет руководитель официального дилерского центра Skoda. – Но и в этом случае это автомобиль, который не устроит ни физическое лицо, ни корпоративного клиента. При “доборе” необходимых опций (в базе машина не оснащена даже ABS, не говоря уже о каких-то вещах, необходимых для комфорта) она становится неинтересна потребителю”.

По мнению аналитиков, новый вариант программы, включающий автомобили стоимостью до 600 тыс. руб., поможет оказать более существенную поддержку, нежели в первоначальной редакции. “Думаю, это подстегнет развитие государственной кредитной программы, поскольку теперь туда входят ряд популярных моделей иностранных брендов, которые наладили производство в России, – рассуждает Анна Синявская. – Также расширятся модельные ряды Focus и Renault: под действие программы подпадают почти все комплектации. Кроме того, под льготное кредитование теперь подпадает ряд легких коммерческих автомобилей, а это значит, что аудитория потребителей будет расширена”. С этим мнением соглашаются участники рынка. “Будет существенный прогресс, – полагает Виталий Грошенков. – Программа закроет как раз ту нишу автомобилей, потенциальные покупатели которых располагают средствами для внесения первоначального взноса и готовы оформить кредит. Она поддержит тот средний сегмент, который больше всего пострадал от финансового кризиса в целом и сворачивания выгодных программ автокредитования”.

Несмотря на новую, более привлекательную программу стимулирования автопрома в РФ, вряд ли стоит ожидать скачка продаж на российском рынке. Реализация автомобилей в кредит в настоящий момент составляет около 10%. Поэтому ожидается небольшое оживление именно в сегменте кредитных продаж, но на рынке в целом существенного подъема не будет. 

 

http://steer.ru/archives/2009/05/29/009109.php
Источник - autonews.ru

Раздел: