BMW начинает производство машин с гибридным двигателем

Первой среди автопроизводителей компания BMW представляет автомобиль с водородным приводом (по-английски: Hydrogen), который прошел стадию подготовки к серийному производству. BMW Hydrogen 7 с водородным двигателем внутреннего сгорания стал результатом последовательной реализации стратегии, позволяющей уже сегодня использовать перспективную концепцию постоянной мобильности при каждодневной эксплуатации.

Как сообщили AutoWeek.com.ua в пресс-службе официального импортера BMW в Украине - компании "АВТ Бавария", седан 7-й серии приводится в движение двенадцатицилиндровым двигателем мощностью 191 кВт/260 л.с. и разгоняется с места до 100 км/ч за 9,5 секунды. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 230 км/ч. До тех пор, пока отсутствует широкомасштабная сеть водородных АЗС, бивалентный двигатель BMW Hydrogen 7 предусматривает возможность перехода на обычный бензин Super путем простого переключения режима работы. 

Это направленное на практическое использование решение компании BMW демонстрирует не только ее лидерство в области технологии систем привода завтрашнего дня. Одновременно использование водородного привода в рамках существующей и оправдавшей себя на практике концепции автомобиля создает предпосылки для внедрения альтернативы традиционным видам привода, признанной на рынке и приемлемой для практического использования клиентами. Поэтому премьера BMW Hydrogen 7 является не только для концерна BMW Group вехой на пути к эпохе мобильности, не зависящей от горючих полезных ископаемых, но и сигналом для автомобилестроения и энергетики в целом. BMW Hydrogen 7 доказывает, что использование жидкого водорода в качестве энергоносителя возможно в серийных автомобилях. Тем самым концерн BMW Group придает важный импульс дальнейшему развитию инфраструктуры снабжения, которое включает в себя прежде всего сооружение дополнительных водородных АЗС для широкомасштабного обеспечения постоянной мобильности в будущем. 

BMW CleanEnergy - энергетическая стратегия концерна BMW Group.
Продвижение водородной технологии как формы энергии будущего является важным элементом энергетической стратегии BMW CleanEnergy концерна BMW Group. При этом BMW Hydrogen 7 отводится роль зачинателя, который дает всем партнерам, участвующим в развитии этой концепции, возможность продемонстрировать пригодность к ежедневной эксплуатации совместно разработанной технологии. Целью концепции BMW CleanEnergy является создание технологии привода, соответствующей современным и будущим требованиям индивидуальной мобильности без использования горючих полезных ископаемых. Водородная технология также обеспечивает возможность резкого снижения вредных выбросов, в частности, содержания CO2 в ОГ индивидуальных средств транспорта. При эксплуатации BMW Hydrogen 7 на водороде ОГ состоят практически из одного водяного пара.

Перспектива постоянной экологически безвредной мобильности касается не только эксплуатации автомобилей, но и выработки энергии для привода. Необходима разработка источников энергии, альтернативных горючим полезным ископаемым, возможность добычи которых ограничена. В отличие от ископаемых энергоносителей водород может соответствовать критерию постоянной мобильности как при его получении, так и использовании, потому что оба этих процесса можно включить в регенеративный круговорот в природе. Это обеспечит неиссякаемые запасы водорода, который получают из биомассы или с помощью энергии солнца, ветра и воды. Кроме того, водород можно получать с помощью природного газа, биогаза или других первичных энергоносителей. Таким образом, способ получения водорода можно гибко варьировать в соответствии с фактическими условиями. Это обеспечит максимальную диверсификацию и облегчит постепенное замещение горючих полезных ископаемых. 

Импульсы к созданию инфраструктуры снабжения: 
объединение Clean Energy Partnership (CEP) и сотрудничество с компанией Total.
В рамках разработки технических компонентов, необходимых для использования водорода, концерн BMW Group тесно сотрудничает со специализированными поставщиками комплектующих и партнерами-разработчиками технологических возможностей. Кроме того, концерн BMW Group является членом-учредителем проекта "Энергетическая стратегия транспорта" VES (Verkehrswirtschaftliche Energie-Strategie) и входит в объединение Clean Energy Partnership Berlin (CEP). 

Для продвижения водорода в качестве энергоносителя концерн BMW Group заключил соглашение с нефтяной компанией Total, которая с 2004 года эксплуатирует интегрированную станцию в Берлине. Вторую водородную заправочную станцию в столице, также в рамках CEP, компания Total открыла в марте 2006 года. В конце 2006 года и в Мюнхене планируется ввод в эксплуатацию новой интегрированной водородной заправочной станции под руководством Total. Кроме того, по договоренности между концерном BMW Group и компанией Total в одной из европейских столиц запланировано открытие еще одной интегрированной водородной заправочной станции. Благодаря накопленному за последнее время опыту операция заправки водородом по своей сложности приблизилась к процессу заправки на обычной бензоколонке. Как только водитель вручную соединит заправочный стыковочный узел с баком автомобиля, начинается процесс автоматизированного наполнения водородом.

BMW - зачинатель и лидер в области технологии водородного привода.
Как автопроизводитель с высоким инновационным потенциалом, действующий в рамках определенной стратегии, компания BMW заранее взяла на себя ответственность за продвижение концепции устойчивой мобильности. В соответствии со своей ключевой компетенцией в области привода предприятие еще в 1978 году начало исследования водородных двигателей, а в последующие годы последовательно совершенствовало технологию на нескольких поколениях автомобилей. Затем в 2000 году компания BMW в рамках выставки Expo 2000 в Ганновере первой в мире среди производителей представила целый демонстрационный парк автомобилей с водородным приводом. Автомобили типа BMW 750hL оправдали себя в опытной эксплуатации и впечатляющим образом подтвердили осуществимость этой технологии. Кроме того, в рамках Мирового тура CleanEnergy World Tour удалось значительно повысить внимание международной общественности к потенциалу водородной технологии.

BMW Hydrogen 7 указывает направление развития.
BMW Hydrogen 7 знаменует начало новой эпохи в разработке автомобилей с альтернативными технологиями привода. BMW Hydrogen 7 - это не результат одного исследовательского проекта, этот автомобиль завершил обязательный для всех новых моделей BMW процесс создания продукта PEP (Produktentstehungsprozess). При этом на автомобиль установлены все компоненты новой технологии в соответствии с обычными для серийных автомобилей критериями. Таким образом, BMW Hydrogen 7 достиг такой степени готовности, которая существенно превосходит уровень всех изготовленных до сих пор водородных прототипов и демонстрационных автомобилей и обеспечивает допуск к эксплуатации в соответствии со стандартами D/ECE (Германии/ЕЭК).

Знания, полученные в ходе PEP, не только в решающей степени обеспечили годность BMW Hydrogen 7 к ежедневному использованию, но и положительно повлияли на характеристики всех отдельных компонентов в комплексе. В рамках процесса создания продукта каждый компонент и автомобиль в целом подвергаются точнейшему анализу в целях подтверждения соответствия требованиям серийного производства. При этом в целях проверки соответствия нового продукта требованиям рынка учитываются все важные для клиента критерии. Только таким образом удалось выполнить условия передачи клиентам первого в мире седана высшего класса с водородным двигателем внутреннего сгорания (как и всех других моделей BMW). Первый водородный автомобиль для ежедневного использования BMW Hydrogen 7 представляет собой веху и одновременно знаменует начало новой эры в автомобилестроении. Знания, накопленные в ходе его разработки, в решающей степени повлияют на создание будущих концепций водородных автомобилей. И принцип бивалентного двигателя, и характеристики отдельных компонентов теперь будут подвергнуты испытанию практикой.

Жидкий водород - энергоноситель будущего.
С начала научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области концерн BMW Group предпочитает использовать жидкий водород в качестве энергоносителя для автомобилей. Глубоко охлажденный жидкий водород по сравнению с газообразным сильно сжатым водородом имеет значительно более высокую плотность энергии. При одинаковом объеме резервуара количество энергии жидкого водорода по сравнению с газообразным, сжатым под давлением 700 бар, выше на 75 процентов. Соответственно выше и запас хода автомобиля, работающего на жидком водороде.

Гибкость обеспечивает бивалентный двигатель внутреннего сгорания.
К важнейшим критериям оценки пригодности новой концепции привода к ежедневному использованию относится запас хода автомобиля. При этом наряду с показателями расхода топлива и емкости резервуара автомобиля необходимо учитывать имеющуюся инфраструктуру снабжения. В настоящий момент пока не существует широкомасштабной сети водородных заправочных станций. Поэтому автомобили, работающие исключительно на водороде, на дорогах общего пользования могут эксплуатироваться лишь с ограничениями и не обеспечивают гибкость, соответствующую требованиям клиентов. Поэтому для первого в мире водородного автомобиля, рассчитанного на ежедневное использование, концерн BMW Group предусмотрел бивалентный, то есть работающий на двух видах топлива, привод. Двигатель внутреннего сгорания BMW Hydrogen 7 по выбору может эксплуатироваться на водороде или бензине. Запас хода автомобиля при эксплуатации на водороде составляет более 200 км, еще 500 километров автомобиль может пройти на бензине. Поэтому водитель BMW Hydrogen 7 может рассчитывать на неограниченную мобильность и без проблем использовать свой автомобиль на значительном удалении от ближайшей водородной заправочной станции.

Бивалентный привод - ключ к ежедневному использованию автомобиля.
Условием постоянного использования водорода в качестве энергоносителя является более густая сеть водородных АЗС. Стимул к сооружению дополнительных станций появится только тогда, когда станет заметным значительный потенциал автомобилей с водородным приводом. Следовательно, BMW Hydrogen 7 становится инициатором прогресса в обеих областях. Сейчас он обеспечивает импульс к расширению инфраструктуры снабжения, что в конечном счете пойдет на пользу тем автопроизводителям, которые делают ставку исключительно на моновалентные концепции использования водорода. Ведь с ростом числа водородных заправочных станций такие автомобили станут более привлекательными. Моновалентные автомобили станут так же пригодны к ежедневной эксплуатации, как BMW Hydrogen 7 теперь. Концерн BMW Group, сделавший выбор в пользу бивалентного привода, сознательно взял на себя роль первопроходца. Готовность к подаче импульсов, которые не только дают преимущества собственным клиентам, но и способствуют развитию технологии в целом, является частью ответственность, которую несет концерн BMW Group. 

Технология топливных элементов BMW: вспомогательный источник питания.
В рамках исследований концерн BMW Group также работает над освоением технологии топливных элементов с целью обеспечения их максимальной пригодности к практическому использованию в автомобиле. Долгосрочной целью является использование топливных элементов в качестве вспомогательного источника питания (APU) как в водородных, так и в бензиновых автомобилях. При этом APU выполняет задачу электропитания бортовой сети как в движении, так и в неподвижном автомобиле.

Двигатель V12 обеспечивает типичную для BMW динамику на водороде.
При имеющихся в настоящее время условиях бивалентный привод является единственным практическим решением, способным положить начало широкому применению водорода. Кроме того, двигатель внутреннего сгорания BMW Hydrogen 7 исключительно подходит для того, чтобы пробудить широкое признание новой технологии. Если сравнивать его с топливным элементом, то он реализует значительно более высокую мощность. Двигатель V12 BMW Hydrogen 7 типичные для моделей BMW динамичность, комфорт и безопасность - независимо от выбранного режима работы. 

Силовой агрегат с рабочим объемом 6,0 литра развивает мощность 191 кВт/260 л.с. Максимальный крутящий момент 390 ньютон-метров достигается при частоте вращения 4300 об/мин. BMW Hydrogen 7 с места до 100 км/ч разгоняется за 9,5 секунды, максимальная скорость ограничена электроникой и составляет 230 км/ч. Эти показатели достигаются как на водороде, так и на бензине. Таким образом, альтернативная и в серийном автомобилестроении абсолютно новая форма использования энергии с самого начала находится на одном уровне с существующей более 100 лет бензиновой технологией. Отсюда вытекает простой вывод: водородный привод также обеспечивает набор мощности, динамичность, плавность работы и связанное с этим удовольствие за рулем на типичном для BMW уровне. 
Наряду с удовольствием от вождения использование проверенного в BMW 760i двенадцатицилиндрового двигателя в качестве основы двигателя BMW Hydrogen 7 дает клиентам дополнительные преимущества. Силовой агрегат имеет все те качества, в основе которых лежит многолетний опыт предприятия в создании особенно мощных и эффективных двигателей. 
К ним относится и типичная для двигателей BMW надежность. По сравнению с топливным элементом сопоставимой мощности масса двигателя внутреннего сгорания оказывается заметно меньше. Наконец, использование двигателя внутреннего сгорания положительно сказывается на издержках производства. BMW Hydrogen 7 не только прошел весь процесс создания продукта концерна BMW Group, в производстве водородный автомобиль можно интегрировать в традиционный технологический процесс. На заводе BMW в Дингольфинге он изготавливается параллельно с другими автомобилями BMW 7-й, 6-й и 5-й серий. Силовые агрегаты для BMW Hydrogen 7, как и все двенадцатицилиндровые двигатели BMW, собираются на моторном заводе компании в Мюнхене.

Непосредственный впрыск бензина и подача водорода во впускной коллектор.
Водородный двигатель внутреннего сгорания основывается на бензиновом силовом агрегате от BMW 760i и оснащен новейшими техническими деталями, такими как система плавной регулировки фаз газораспределения VALVETRONIC и система регулировки распределительных валов двойной VANOS. Об инженерном искусстве разработчиков двигателей дополнительно свидетельствуют изменения, необходимые для работы на двух видах топлива. Для работы на бензине подача топлива осуществляется путем непосредственного впрыска. В систему впуска двигателя встроена дополнительная водородная подводящая магистраль. Ключевыми компонентами технологии являются необходимые для приготовления смеси клапаны впуска водорода, которые в доли секунды подают точно дозированное количество газообразного водорода во впускаемый воздух. 

По сравнению с традиционными видами топлива скорость сгорания водорода до десяти раз выше. В результате достигаются более высокие кпд. Чтобы полностью использовать этот потенциал, двигателю V12 BMW Hydrogen 7 требуется особенно гибкое газораспределение. Идеальные условия для этого обеспечивают системы VALVETRONIC и двойной VANOS. Газообмен и ритм впуска можно целенаправленно настроить на характеристики водородно-воздушной смеси. 

Минимизация содержания угарного газа.
При полной нагрузке двигатель BMW Hydrogen 7 работает в так называемом стехиометрическом режиме. Соотношение между кислородом и водородом смеси уравновешено (лямбда = 1). При этом соотношении максимальный съем мощности и незначительные выбросы обеспечиваются и в водородном режиме. Поскольку в отличие от ископаемых энергоносителей водород не содержит углерода, при его сгорании в принципе не образуются ни углеводороды (HC), ни оксиды углерода (CO). Минимальные следы выбросов HC, CO и CO2 возникают лишь в результате сгорания масла или очистки фильтра с активированным углем при работе на водороде. 
Поэтому важным представляется выброс исключительно окислов азота (NOX). Они образуются прежде всего при особенно высоких температурах сгорания. Высокая гибкость газораспределения при сгорании позволяет реализовать стратегию, с помощью которой в основном можно контролировать образование NOX. С этой целью двигатель в режиме частичных нагрузок эксплуатируется с высоким содержанием кислорода в смеси (лямбда > 2). При этом сгорание происходит при сравнительно низких температурах, при которых выбросы NOX крайне незначительны. Такой режим работы на обедненной смеси возможен в очень широком диапазоне характеристик. Поскольку водород имеет очень широкие пределы воспламеняемости и сгорает с высокой скоростью, для достижения высокого кпд достаточно незначительной доли топлива в смеси.

Для повышения мощности долю топлива в смеси увеличивают и в водородном режиме работы. При этом по мере роста нагрузки возрастает и температура. Диапазон состава смеси, в котором образуются окислы азота, находится между значениями лямбда = 1 и лямбда = 2. Механизм газораспределения BMW Hydrogen 7 исключает этот неблагоприятный с точки зрения характеристик ОГ рабочий диапазон без потерь крутящего момента. 

При полной нагрузке (лямбда = 1) выбросы NOX почти полностью исключаются. Для преобразования минимального в этом рабочем диапазоне остаточного количества NOX достаточно простого трехкомпонентного каталитического нейтрализатора. Особый состав ОГ водородного двигателя внутреннего сгорания в стехиометрическом режиме (лямбда = 1) положительно влияет на преобразование возможно оставшихся в ОГ окислов азота в трехкомпонентном каталитическом нейтрализаторе. Таким образом, силовой агрегат BMW Hydrogen 7 и в водородном режиме развивает ту же динамику, что и бензиновый двигатель, однако выделяет практически один водяной пар.

Разработка с рекордной скоростью: BMW H2R.
Эффективность и надежность концепции двигателя была впечатляющим образом подтверждена еще на стадии разработки. Уже в сентябре 2004 года компании BMW на примере рекордного водородного автомобиля H2R удалось продемонстрировать необычный потенциал этой технологии на гоночной трассе. На скоростном участке трассы во французском Мирамасе было установлено девять международных рекордов для автомобилей с водородным двигателем внутреннего сгорания. Экспериментальный автомобиль с 6,0-литровым водородным двигателем V12 разогнался до максимальной скорости более 300 км/ч. Наилучшие показатели, кроме прочего, были достигнуты на дистанции в один километр со стартом с ходу и на дистанции четверть мили со стартом с места. На разгон с места до 100 км/ч рекордному автомобилю потребовалось всего 6 секунд.

Водородный резервуар: компактный, несмотря на мощную изоляцию.
Бивалентная концепция привода BMW Hydrogen 7 предполагает не только специальные механизм газораспределения и топливную систему, но и установку двух отдельных топливных баков. Для обеспечения максимального запаса хода BMW Hydrogen 7 оснащен обычным бензобаком емкостью 74 литра и дополнительным топливным резервуаром, вмещающим почти 8 кг жидкого водорода. Водородный резервуар является ключевым компонентом водородного автомобиля. В качестве партнера по разработке фирма Magna Steyr помогла концерну BMW Group при реализации водородной технологии в автомобилях. Водородный резервуар состоит из бака с двойными стенками, внутренняя и внешняя оболочки которого изготавливаются из листовой нержавеющей стали толщиной 2 миллиметра. Между внутренней и наружной оболочками располагается сверхмощная вакуумная изоляция толщиной 30 миллиметров. Такая конфигурация снижает теплопередачу до минимума. Промежуточный слой обеспечивает примерно такой же изоляционный эффект, как 17 метров стиропора. Подвески между внутренним и наружным баками состоят из синтетического материала на углеродоволокнистой основе (CFK), который отличается очень низкой теплопроводностью. 

Разработанная для водородного резервуара BMW Hydrogen 7 технология изоляции обеспечивает постоянство температуры, которое до сих пор на практике достичь было невозможно. Наглядный пример: если подобный резервуар заполнить, например, горячим кофе, то он останется горячим в течение более 80 дней. Только после этого температура напитка снизится настолько, что он станет пригодным к употреблению. Так же эффективно резервуар сохраняет неизменный холод. Высокоэффективная изоляция позволяет хранить жидкий водород в течение длительного времени при давлении от 3 до 5 бар и постоянной температуре около - 250 градусов Цельсия. В резервуар проникает минимум тепла, которое ведет к испарению водорода. Система целенаправленно контролирует потери, которые являются следствием возрастания давления в результате повышения температуры. Так называемая система управления потерями от испарения ограничивает давление в баке и обеспечивает контролируемый отбор испарившегося водорода. Освобожденный газообразный водород разрежается в трубке Вентури и окисляется в катализаторе до водяного пара. Называемая временем простоя фаза контролируемого полного испарения жидкого водорода из наполовину заполненного бака составляет около 9 дней. Даже по прошествии этих 9 дней автомобиль может пройти на водороде почти 20 километров.
В режиме движения регламентированное преобразование водорода из жидкой фазы в газообразную является непрерывным процессом. Ведь топливо забирается из резервуара и подается для приготовления смеси в газообразной форме. Поэтому жидкий кислород целенаправленно испаряется внутри бака и создается газовая подушка с определенным давлением. Для приготовления смеси поступающий из бака газообразный водород необходимо нагреть. Для этого используется тепло из контура охлаждения двигателя. Нагрев осуществляется с помощью системы из двух соединенных друг с другом теплообменников. Теплообменник в так называемом корпусе вспомогательной системы (NSK) получает тепло из контура охлаждения двигателя и подводит его через второй теплообменник к водородному баку, в результате происходит нагрев водорода для приготовления смеси.

Процесс заправки, пригодный к стандартизации для использования по всему миру.
Заправка водородного бака после ручного присоединения стыковочного узла происходит без дальнейшего участия водителя. Водитель нажатием кнопки на панели приборов открывает крышку заливной горловины. После этого заправочный стыковочный узел простым движением фиксируется на запорном устройстве бака. Дальнейший процесс заправки происходит автоматически и занимает около восьми минут. 

Для оснащения всех имеющихся в мире станций заправки жидким водородом разработано единое топливозаправочное устройство. Оно создано в тесном сотрудничестве производителей автомобилей, предприятий коммунального хозяйства и фирмы Linde, владеющей техническим "ноу-хау" для получения, распределения и использования водорода. Концерн BMW Group в качестве представителя европейских автомобильных компаний участвовал в совместной разработке, которая определяет применимый во всем мире технический стандарт систем заправки жидким водородом.
Заправка бензином BMW Hydrogen 7 соответствует заправке топливом обычных моделей. Двенадцатицилиндровый двигатель рассчитан на эксплуатацию на бензине марки Super plus. 
Индикацию уровня топлива и запаса хода для обоих видов топлива водитель может включить с помощью кнопки на рычажке указателя поворота, как на BMW 760i. Соответствующие значения отображаются на дисплее приборного щитка под индикацией скорости. Переключение режима работы с водорода на бензин и наоборот осуществляется вручную с помощью отдельной кнопки на многофункциональном рулевом колесе. Поскольку мощность и крутящий момент двигателя в обоих режимах идентичны, переключение никак не влияет на динамические характеристики BMW Hydrogen 7. При движении на водороде на дисплее вместо показаний наружной температуры и времени появляется химический символ молекулярного водорода: H2. Таким образом водитель постоянно получает ясную информацию об использовании водорода.

В целом управление работой BMW Hydrogen 7 рассчитано таким образом, что предпочтение отдается использованию водорода. Запуск двигателя всегда осуществляется на водороде. Тем самым минимизируется выброс CO и HC во время фазы прогрева и нагрева каталитического нейтрализатора. Эта конфигурация обеспечивает дополнительную оптимизацию показателей состава ОГ. Если один из видов топлива израсходован, система автоматически включает режим работы на другой форме энергии. 

Целенаправленная модификация ходовой части и кузова.
BMW Hydrogen 7 в стандартном варианте оснащается легкосплавными колесами размерности 8J x 18. В качестве дополнительного оборудования возможна установка 19-дюймовых легкосплавных дисков, включая ремонтный комплект Mobility Set. Все варианты 18-дюймовых шин являются безопасными. Это относится как к летним, так и зимним шинам. Даже при полной потере давления можно продолжать движение до сервисной станции. Дополнительно система контроля давления в шинах нового поколения постоянно следит за колесами автомобиля. Датчики этой системы встроены в вентили всех колес и регистрируют даже незначительные отклонения давления в шине от номинального значения. Таким образом водитель своевременно получает информацию о постепенной потере давления. 

Размещение дополнительных компонентов в задней части потребовало новую настройку пружин и амортизаторов BMW Hydrogen 7. При этом, несмотря на повышенную нагрузку на заднюю ось, удалось обеспечить оптимальный уровень устойчивости и комфорта. Кроме того, в стандартном варианте BMW Hydrogen 7 оснащается также адаптированной к этому автомобилю системой AdaptiveDrive с функцией подавления кренов и системой непрерывного регулирования жесткости амортизаторов.

Кузов BMW Hydrogen 7 также подвергли целенаправленным изменениям в целях компенсации повышения массы, обусловленной новой системой привода, и обеспечения выполнения всем требованиям пассивной безопасности. Благодаря использованию синтетического материала на углеродоволокнистой основе (CFK) достигается повышенная прочность при столкновении при минимальном увеличении массы. Специально для BMW Hydrogen 7 разработан смешанный тип конструкции из CFK и стали. Левая и правая боковые рамы по периметру усилены CFK для придания клетке салона дополнительной жесткости. Характерный элемент кузова представляет собой капот. Он отличается сильно выраженным выступом. Изменение формы потребовалось из-за большей по сравнению с обычным двенадцатицилиндровым двигателем высоты силового агрегата - одновременно капот является внешним признаком находящегося под ним необычного источника энергии.

Комфорт автомобиля высшего класса для четверых.
Размещение водородного резервуара под задней полкой и позади заднего сиденья потребовало изменений в задней части салона BMW Hydrogen 7. Это привело к уменьшению объема багажника до 225 литров. Из соображений компоновки центральный подлокотник в задней части салона установлен неподвижно. Поэтому салон BMW Hydrogen 7 рассчитан на размещение четырех человек. Оба задних пассажира в первом в мире водородном автомобиле, разработанном для ежедневного использования, пользуются комфортом седана BMW высшего класса. Заднее сиденье смещено примерно на 115 миллиметров вперед по сравнению с удлиненной версией BMW 7-й серии, работающей только на бензине, и на 25 миллиметров назад по сравнению с седаном с обычной базой. Поэтому место для ног в BMW Hydrogen 7 отличается привычным для данного класса автомобилей простором. 

Комфорт обеспечивает также необыкновенно богатое стандартное оснащение. В дополнение к чрезвычайно широкому базовому оснащению BMW 760i в комплектацию BMW Hydrogen 7, кроме прочего, входят многослойное комфортное остекление, система климат-контроля "High", автономный отопитель, подогрев всех сидений, поясничный подпор, электропривод регулировок сидений с функцией памяти передних сидений, система крепления детского кресла ISOFIX, сигнализация аварийного сближения при парковке (PDC), датчик дождя, внутреннее и наружные зеркала с автоматическим затемнением, автоматические доводчики дверей и система управления дальним светом. На солнцезащитных шторках задних боковых окон нанесена надпись "BMW Hydrogen Power". Такая же надпись находится на накладках на пороги с подсветкой.

Прогресс без отказа от главных ценностей.
BMW Hydrogen 7 впечатляющим образом опровергает представление о том, что переход к альтернативной форме энергии обязательно должен быть связан со значительными потерями динамичности и комфорта. Ни внешним видом, ни динамическими характеристиками BMW Hydrogen 7 не похож на автомобили, которые до сих пор были представлены в связи с инновационными концепциями привода. Следовательно, отход от использования горючих полезных ископаемых никак не должен быть связан с отказом от типичных для BMW динамики и эффективности. Мобильность завтрашнего дня и современные динамические характеристики абсолютно совместимы друг с другом, концепцию привода BMW Hydrogen 7 можно перенести и на будущие модели. Вождение автомобиля в будущем нисколько не утратит своей привлекательности, но будет экологичнее, чем когда-либо раньше.

http://www.onauto.ru/2008/05/28/bmw_nachinaet_proizvodstvo_mashin_s_gibr...

autoweek.com.ua

Раздел: