Талантливые дети: как не погубить гения
Почему одни люди способны свободно творить, а другие – хорошие исполнители идей? Можно ли прослыть творческой личностью, самостоятельно развивая навыки креативного мышления или творцом можно только родиться?
Мнения психологов на сей счет расходятся. Некоторые рекомендует постоянно стимулировать творческую активность через систему различных упражнений – от банального мозгового штурма до эксцентричных поступков. Мол, наденьте галстук в желтый баклажан, пожмите чью-нибудь руку левой ногой, после чего не откладывая в долгий ящик примите эффектную стойку на голове. Иные психологи уверены, что творческий склад ума – это только врожденная черта личности. Ведь откуда-то появляются «творцы» без баклажанных галстуков?
Оптимально мнение, что источники творчества различны: имеют место как природная предрасположенность, так и отработанная «подмена качеств». Но очевидно, что если человек родился творцом, то гасить в нем искру противопоказано. Даже если Вы мечтали о сыне-инженере или дочери-экономисте, ни в коем случае не давите в ребенке склонность творить, это может плохо кончиться.
Главный индикатор творческой натуры – это то, какие игрушки ребенок предпочитает. Если же ребенок решительным пинком отметает в угол машинки и кукол и с энтузиазмом берется за табурет, чтобы изобрести из него мотоцикл, то прочь все сомнения: перед Вами светоч созидания, и с грезами о техническом будущем чада можно благополучно распрощаться. Чем охотнее ребенок мастерит модели сюрреалистических вертолетов, фигурки шестиногих фламинго и аппликации на темы сродни «Утренний слонодум» из маминых бус и папиных очков, тем более талантливой личностью малыш растет. Не пугайтесь его самых неожиданных творений, - Ваш ребенок здоров (конечно, если в его поделках не доминируют депрессивные ноты). У детей совсем иной взгляд на мир, психология личности ребенка –свободное от стереотипов пространство, и парить в небесах безграничной фантазии ему значительно проще, чем нам, допустим, придумать котенку оригинальную кличку.
Феноменальная любознательность – второй показатель врожденной креативности. Но кому из детей не интересно, как же оно все устроено и почему до сих пор работает. Но ребенок творческий не только завалит Вас вопросами по уши, но и попытается применить вновь приобретенные знания на практике. Способы проверки мира будут предельно оригинальны, и взрослая логика здесь не работает. «Почему сначала день, а потом наступает ночь? Потому что крутится Земля?? Да быть не может! А дайте-ка я вот об эту стенку попробую поворочать вашей Землей – авось, вы и правы»… Каких только решений не придет в голову юному «творцу» и сколько мгновений чудных Вам готовит воспитание такого ребенка!
Также симптомом творческого мышления служит свойство ребенка «отключаться» от реальности. Педагоги часто списывают это на синдром дефицита внимания и рассеянность. На самом деле ребенок очень внимателен. Но только к своим мыслям. Не прерывайте его размышлений резко. Будьте осторожней – не спускайте ребенка с небес на землю сухими фактами и скучными определениями. Абстрагируйтесь от взрослого восприятия реальности и попробуйте взглянуть на мир хотя бы приблизительно глазами малыша.
Важно развивать способности малыша. Предлагайте ему посещать кружки танцев, пения или музыки, отправьте в художественную школу, наконец, просто гуляйте вместе и фотографируйте мир вокруг. Если Вы не поможете творческой личности реализовать ее потенциал, то, возможно, она никогда Вас в этом не простит.