Наборы для детского творчества
В последнее время такие слова как «творчество» и «креативность» прочно вошли в наш обиход. Эта мода не обошла и воспитание детей. Для многих родителей развитие в ребенке «творческой личности» стало, чуть ли ни основной задачей. Немало способствует этому и тот ажиотаж вокруг «детской креативности», который появился в индустрии детских игрушек и развлечений. Сегодня в любом большом магазине игрушек, можно найти полку, а иногда и целый отдел специальных «наборов для творчества», призванных развить в вашем малыше креативность и творческие способности. Действительно ли они развивают способности к творчеству? Как выбрать набор подходящий именно вашему малышу?
Большая часть «наборов для творчества» предполагает некую деятельность, направленную на получение видимого результата, продукта (такую деятельность в психологии называют продуктивной). Ребенку предлагается при помощи имеющихся в наборе материала, инструментария и схемы действия создать некий свой «продукт». Здесь встречаются всевозможные наборы для изготовления фигурок из глины и гипса, наборы для детского рукоделия из ниток, бисера, наборы для создания украшений. Другая часть так называемых «наборов для творчества» это комплекты, для преобразования самого себя и повышения своей привлекательности. Это всевозможные карнавальные костюмы, маски, парики, наборы татуировок, грима, детской декоративной косметики.
Рассмотрим виды наборов для творчества подробнее.
Наборы для рисования и лепки
Самой многочисленной и разнообразной группой наборов для творчества являются материалы для рисования и лепки. Эти виды деятельности являются традиционными творческими видами для дошкольников, в которых ребёнок может выдумывать, фантазировать и воплощать свой замысел в материале. Однако, предлагаемые нашим детям наборы во многих случаях не требуют никакой фантазии, а предполагают выполнение инструкций. Обычно эти наборы сделаны из качественных современных материалов, чем привлекают и детей и взрослых. Работа с такими материалами требуют значительных ручных умений (не всегда доступных дошкольнику), но совершенно не требуют никакого собственного замысла.
Наибольшим разнообразием отличаются наборы типа «смоделируй и раскрась». Большая часть из них предполагает заливку глины или гипса в формы, для получения соответствующих фигурок, барельефов или просто кирпичиков. Также прилагаются краски и инструкция для раскрашивания. Встречаются такие наборы для создания различных мультипликационных персонажей, рамок для фотографий. Набор для строительства кроме самого материала (гипса), состоит из целого комплекта форм для заливки. Изготовив с их помощью кирпичики, черепицу, колонны и т.п., можно «построить» самые разные здания (в набор также входят клей и краски).
В некоторых магазинах можно встретить набор под названием «Гончар». В него входят миниатюрный гончарный круг с электрическим мотором, голубая глина, скульптурный стик (специальный нож для работы с вязкой глиной, придания ей первичной грубой формы) и руководство по изготовлению цветочных горшков. На готовые изделия может наноситься краска.
Просто глина и пластилин редко встречаются в специализированных отделах для детского творчества. Так же как и «пластику» (специальный состав, напоминающий пластилин, который после обжига в обычной духовке становится твердым) их легче найти в отделах канцтоваров или в художественных магазинах.
К наборам для творчества относят и различные комплекты для рисования. Это могут быть как просто большие наборы мелков или карандашей (включающие порой до ста цветов), так и комплекты для рисования в смешанной технике, состоящие из цветных карандашей, красок и, например, пастели. Здесь же можно встретить магнитные доски для рисования (рисунок появляется за счет прилипания металлической магнитной крошки к экрану), как черно-белые, так и цветные. К их разновидности относится специальная доска: нарисованное на ней автоматически отпечатывается на бумаге. Встречаются наборы трафаретов для рисования на стекле или пластмассе, наборы для рисования цветным песком (который приклеивается к готовым изображениям), а также различные фигурные линейки для рисования. Как можно видеть во всех случаях ребёнок должен выполнять определённые правила действия с материалом.
Наборы для детского рукоделия
Эта группа наборов для творчества особенно разнообразна. В ней выделяются несколько подгрупп. В большом количестве встречаются специальные детские наборы для вышивания. Обычно, в них входит пластиковая основа-сетка, шерстяные или хлопковые нитки и игла (часто тоже пластиковая). Рисунок и цветовая гамма, как правило, заданы, отображены на пластиковой основе.
Очень привлекательными для детей (особенно для девочек) являются наборы для создания украшений. Однако все они также предполагают один единственный способ действия - нанизывание. Нанизывать можно всевозможные бусины, бисер и другие части украшений. Встречаются как «чистые» варианты (только деревянные бусины и нить для нанизывания), так и «смешанные» (деревянные, пластиковые бусины, бисер, мулине и т.п.) Также в большом количестве представлены наборы для шитья. В них входит все необходимое для создания различных, сшитых вручную, предметов – игрушек, домашних аксессуаров (подушек, прихваток, фартуков), костюмов для кукол. Кроме того, встречаются детские наборы для вязания, бисероплетения, ткачества (создания «гобеленов»).
Конструкторы, паззлы, мозаики
Под той же вывеской - «наборы для творчества» - часто встречаются различные паззлы, мозаики, конструкторы и головоломки. Что касается конструкторов, то к «творческим» чаще относят деревянные, требующие более сложного образа действия, наборы. Также часто можно встретить наборы для моделирования – создания деревянных, пластиковых или металлических моделей транспорта, животных, насекомых и т.п. Среди мозаик, представленных в отделах игр и игрушек для творчества, есть как вполне классические варианты (доски со штырьками, на которые надеваются цветные пластиковые детали), так и экзотические (на тканое основание выкладывается рисунок, который затем закрепляется с помощью утюга). Отдельного упоминания заслуживают так называемые «mosaic machine» - «машины для создания мозаик». Эта «машина» представляет собой полуавтоматическую игрушку, выполненную в виде приборной доски с множеством кнопок. С помощью нажатия различных кнопок и рычагов задаются цвета и рисунок, собственно мозаика выполняется машиной автоматически. В большом количестве представлены наборы для создания мозаик из природных материалов – цветного песка, мелких камешков, различных зерен, крупы и т.д. Кроме самих материалов в набор обычно входит пластиковая основа с картинкой, на которую они наносятся, и клей.
Праздничные наборы
К ним относятся всевозможные карнавальные костюмы, маски, парики, наборы грима и детской декоративной косметики. К праздничной атрибутике, также, на наш взгляд, относятся наборы шариков и праздничных колпаков, а также различные «свистелки», «дуделки» и мыльные пузыри.
Как видно из всего вышесказанного, в категорию «наборы для творчества» попадают самые разнообразные комплекты для продуктивной (т.е. результативной) деятельности ребёнка. Как разобраться в представленном на рынке многообразии товаров, и выбрать именно то, что надо вам и вашему малышу? В первую очередь, следует решить вопрос, что же такое творчество вообще и, в частности, что такое детское творчество.
Этой проблеме посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Определяя понятие творчества, все авторы сходятся в одном: творчество – это такая деятельность, в результате которой рождается нечто качественно новое. При чём не объективно новое, т.е. чего ещё никогда и нигде не было, а новое для самого ребёнка. Среди условий, стимулирующих развитие творческого начала ребёнка, выделяют следующие:
- ситуации незавершенности или открытости; жестко заданные и строго контролируемые задания препятствуют появлению творчества;
- разрешение и поощрение множества вопросов ребёнка; ситуация незавершённости, а значит непонятности, вызывает разнообразные вопросы у дошкольника.
- стимуляция самостоятельных действий, т.е. желаний что-то сделать своими руками. Однако, стереотипные действия по шаблону напротив, тормозят развитие творческих способностей ребёнка.
Первые ростки детского творчества можно заметить не в материальных продуктах, а в игре. Рождение новых образов, сюжетов, словосочетаний - всё это проявления детского творчества. Первыми признаками творческого начала являются игровые замещения, т.е. способность ребёнка замещать в игре один предмет другим. Например, использовать палочку в качестве градусника, или ложки, или змеи, или человечка. Когда ребёнок 2-3 лет рождает этот образ сам – это настоящее творчество. Вообще, полноценная сюжетная игра – это и проявление детского творчества, и условие его становления.
Позднее, около 5 лет творчество начинает проявляться в продуктивной деятельности – в том, что и как ребёнок рисует, лепит, организует игровое пространство. Для этого как раз и могут быть полезными всевозможные наборы для творчества. Новый привлекательный материал побуждает дошкольника сделать что-то новое, своё. Создавая новый необычное произведение – будь то рисунок на стекле, или бусы, или фигурку из глины – ребёнок чувствует себя творцом и гордится созданным. Немаловажным для него является участие близкого взрослого в создании нового продукта. Наборы для детского творчества – это хороший повод для совместной деятельности и общения ребёнка с родителями. Тем более, что часто сам дошкольник не может справиться с тем, что предусмотрено инструкцией. Даже если главным создателем произведения является взрослый, а ребёнок просто сидит рядом и сопереживает, он чувствует свою причастность к полученному результату и считает себя его автором.
Итак, польза наборов для творчества, как необходимого материала для развития ребёнка, не подлежит сомнению. Остается вопрос, как правильно выбрать такой набор, подходящий именно вашему малышу. Здесь, следует ориентироваться на некоторые важные моменты. Первый – это возраст ребенка, а значит его интересы и моторные умения.
Понятно, что чем младше ребёнок, тем проще должно быть задание. Малыши в 3-4 года любят нанизывать бусы, лепить шарики или колбаску из пластилина, приклеивать наклейки, оставлять отпечатки на бумаге, рисовать ладошками специальными красками. Все эти действия можно назвать творческими для малышей: они приносят новые продукты и новые переживания своего успеха и своих достижений (даже если эти достижения «делятся» с мамой или бабушкой).
Детям от 5 лет доступны более сложные виды деятельности с разнообразными материалами. В этом возрасте малыш уже может выполнять многоступенчатые действия, требующие удержания цели. Мотивом деятельности часто служит уже не сама работа с материалом, а некая внешняя цель. Например, ребенок может лепить те же шарики и колбаски, но с тем, чтобы в итоге сделать из них какое-нибудь животное или человечка. Эту тенденцию к поиску новых задач в ребенке необходимо поощрять, поскольку именно она является основой дальнейшего развития произвольности. Сделать это легко - надо лишь выдумать сказочный или игровой сюжет для вашего с малышом совместного творчества. К лепке, например, можно подключить кукол, которым «очень нужна» новая посуда, а готовые бусы вдруг могут оказаться «подарком» для феи из сказочной страны. Важно также в дополнение к старым, постепенно вводить новые материалы, требующие иного способа действия. Это не только принесет практическую пользу (научит ребенка различным инструментальным действиям), но и даст позитивный психологический эффект – вашему малышу будет легче обрести уверенность в себе. Однако и в этом нужна помощь старших. Во всяком случае, нужно сначала научить ребёнка и убедиться, что он понял способ действия и правильно пользуется набором для творчества.
Но, конечно же, главным адресатом большинства таких наборов являются дети от 7 лет. В этом возрасте ребенок уже способен продолжительное время и самостоятельно заниматься одним делом, что связано с развитием произвольности. Увеличивается также объем знаний, умений и навыков. Ребенку уже доступна большая часть предполагаемых наборами для творчества способов действия, знакомы почти все материалы. Кроме того, именно в этот возрастной период у малыша возникает собственно потребность в продуктивной деятельности. Создание собственными руками материальных объектов из приятного дополнения к игре превращается в деятельность, имеющую самостоятельную ценность. Сам акт творчества становится осознаваемым, особую ценность приобретает и «продукт». Семилетнему малышу крайне важно, что и зачем он делает, на первый план выходит практическая ценность. Чем больше применений он и окружающие взрослые находят его изделию, тем больше радость и гордость малыша. Именно в этом возрасте особую актуальность приобретают наборы для детского рукоделия (вязания, бисероплетения, шитья), наборы для создания различных мозаик, настенных панно и т.п.
Другой важный момент – насколько приглянувшийся вам набор соответствует своему названию «для творчества». Вообще, из всей массы представленных под этим названием на рынке товаров, к «истинно» творческим можно отнести лишь малую их часть. Некоторые из видов, например, конструкторы, мозаики и пазлы традиционно считаются отдельным видом развивающих игр, не имеющими непосредственного отношения к творчеству. Их польза несомненна, однако, она совсем в другом. Собирая составную картинку или пазл, создавая мозаику из заданных материалов и по имеющемуся образцу, малыш учится удерживать цель (целенаправленность действий), видеть в разрозненных частях целое (целостность восприятия). Однако все его действия подчинены заданному образцу (в этом и состоит задача), а значит, о творчестве здесь говорить не приходится.
Наборы для детского творчества должны не только ставить какую- либо задачу перед ребенком (слепить, вырезать, склеить и пр.), т.е. научить ребенка различным умениям, они должны обладать таким важным условием для творчества как открытость, вариативность для других действий. Важно, чтобы ребенок смог реализовать и собственную задумку, не ограничиваясь поставленной задачей.
Конечно, фактор творчества присутствует почти в любой деятельности, такова природа человека. Вдвойне это относится к детям - субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое, даже повторяя уже известное другим людям. Важно поощрять уже в раннем возрасте интерес ребенка к экспериментированию, к самостоятельным действиям, к нестандартным решениям проблемных ситуаций. Ведь сфер для проявления творческого мышления в жизни ребенка много. Все зависит от того, насколько вы поддерживаете малыша в его творческих начинаниях. Творить и экспериментировать можно всюду – на прогулке (природный материал отлично подходит для создания первых шедевров малыша), дома (стаканчики, баночки, пуговицы, лоскутки ткани и прочие безопасные мелочи могут стать хорошим материалом для творчества) и т.д. Создавая ребенку условия для творчества, вы помогаете ему не только отлично справляться с предложенными заданиями в наборах, но и находить новое применение получившимся продуктам творчества.
Приглядитесь к малышу, как он справляется с простыми и на первый взгляд неинтересными заданиями, быть может, проявляя нестандартные решения, ваш ребенок создает шедевр.
Александра Романова
Психолог Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета
Мы нашли это тут: http://www.2mm.ru/razvitie/668