Деньги по-детски
Как научить ребенка правильному отношению к деньгам? И какое отношение вообще считать правильным?
От стереотипов, связанных с деньгами, во многом зависит финансовое благополучие будущего взрослого, который вырастет из ребенка.
Есть два кардинально противоположных подхода. Одни родители стремятся полностью оградить детей от понятий о деньгах. Другие, наоборот, постоянно фокусируют внимание ребенка на стоимости продуктов и вещей.
В первом случае малыш вообще теряет контакт с денежными потоками, постоянно циркулирующими вокруг него. Он попросту выписан из материальных законов мира. Возможно, в будущем деньги так и останутся для него абстрактными бумажками. Он так и не сможет найти с ними связи и подсознательно будет стремиться к ситуации полного безденежья.
При этом по-настоящему страдать он будет лишь от отсутствия удобств, которые обеспечиваются деньгами. Само же по себе отсутствие денег будет доставлять ему тайное удовольствие. Он снова окажется в своем абстрактном детском мире, где на вещах нет ценников.
Понятно, что такой подход к деньгам можно встретить все реже и реже у современных детей. Подобное отношение было характерно лия тех поколений детей, которые росли в советские времена. Для них величайшей ценностью был скорее детский набор Юный Химик, чем абстрактные пестрые бумажки.
В современном мире дети слишком хорошо знают, какие игрушки они могли бы купить при помощи денег. Мальчики мечтают скупить весь магазин настольного хоккея, а девочки готовы отдать все за обладание витриной кукол. Так формируется нездоровый ажиотаж и повышенный интерес к деньгам. Эта другая крайность. Чтобы ребенок по-настоящему почувствовал контакт с деньгами, чтобы оценил их реальные возможности и научился распределять денежные ресурсы, помогает одно простое средство – карманные деньги.
Искусство выдачи карманных денег базируется на принципе четкой системы. Деньги должны выдаваться регулярно и в четко заданных размерах. Это приучит ребенка к управлению финансами, формированию реального отношения к деньгам.
Самый пагубный вариант – баловать ребенка деньгами. В то же время, денежные поощрения за проделанную работу могут быть весьма уместны. Балование деньгами от поощрений отличается по одному простому принципу: за что ребенок поучил ту или иную сумму. Если он получил хорошую отметку в школе, можно поощрить его денежной премией. А если вам просто хочется сделать ему приятное без каких-либо заслуг с его стороны, это уже балование.
Контроль за тратой карманный денег не должен быть слишком жестким. Иначе ребенок не сможет сам выстроить свои отношения с финансами. В то же время родители могут высказывать рациональные предложения по трате определенных крупных сумм (например, подаренных на день рождения).
Главное – дать ребенку почувствовать реальную природу денег. Тогда и во взрослом состоянии он будет притягивать денежные потоки и умело управлять ими.