Терапия сказкой

Вот удивительно, сколько негатива выплескивают на своих детей многие родители. Отчего-то процесс бескомпромиссных запретов и подзатыльников принято называть воспитанием. Однажды некто предложил родителям тест, показывающий им всю их «любовь» к собственным детям. Этот некто попросил родителей взять лист бумаги и разделить его на пару столбцов. В первом столбце нужно было выписать все то, что тестируемые не могут себе позволить в отношении посторонних людей (запрещать что-то без объяснений, оскорблять и пр.), а во втором – все то, что они ежедневно позволяют себе в отношении любимых чад. Говорят, почти все испытуемые в обоих столбцах написали одно и то же.

Меж тем, процесс воспитания успешнее осуществляется другими методами. Один из наиболее эффективных – "сказкотерапия". Для решения той или иной проблемы детские психологи предлагают рассказывать детям сказки. Помните, как мы сами познавали мир через сказки? Как, в перерывах между изучением схемы браслетов из бисера в модном журнале и приготовлением манной каши, мама читала или рассказывала нам сказки?

При помощи сказок можно решать множество проблем малыша: обучать навыкам, лечить возрастные фобии, множество других. Столь мощный терапевтический эффект сказки обусловлен тем, что ребенок воспринимает яркую художественную историю на двух уровнях – сознательном и бессознательном. Сознание все понимает буквально, рационально: даже поняв, что в сказке озвучена его проблема, ребенок и мысли не допускает о том, что история вымышлена лишь отчасти и имеет к нему прямое отношение. Фильтры сознания бездействуют и скрытые в сказке сообщения напрямую попадают в подсознание, которое вносит коррективы в поведение, шкалу ценностей ребенка сообразно полученной информации.

Чтобы сказка стала лечебной, необходимо соблюсти ряд условий:

1. Сказка не должна напрямую пересказывать проблему ребенка.
2. Сказка должна содержать в себе некий опыт героев, имеющий отношение к проблеме ребенка и возможностям ее решения.
2. Как схемы бисероплетения, любые технологические операции, терапевтическая сказка имеет строгую последовательность этапов:

- знакомство с героями (жил-был…)
- возникшая у героя проблема (и вдруг однажды…). Проблема героя должна иметь косвенное сходство с проблемой ребенка;
- поиск решения проблемы героем;
- результаты его действий (поступивший плохо герой наказан, хорошо – вознагражден). Развязка непременно должна быть позитивной, жизнеутверждающей;
- мораль (герой должен извлечь урок из своих действий).

4. Главное – не нужно обсуждать и выяснять мнение ребенка о сказке сразу после ее окончания. Дайте малышу время, чтобы поиграть с образами, погрузиться в них и осмыслить историю.