Бизнес-2016: Глобальная деревня вне времени и пространства
Мир вокруг нас меняется так быстро, что строить долгосрочные прогнозы на будущее – занятие довольно сложное и, возможно, неблагодарное. Однако, согласно словам из известной песни, «устроены так люди, желают знать, что будет». В конце концов, это ужасно увлекательно – попробовать представить себе, каким будет мир через 10 лет, как изменится бизнес, а также как все это может повлиять на нашу жизнь.
Возможно, именно этими соображениями руководствовался журнал Fast Company, когда готовил материал «Fast Talk: What's the Biggest Change Facing Business In the Next 10 Years?» для мартовского номера. Издание опросило своих наиболее авторитетных и популярных комментаторов, которые поделились своим видением того, каким будет бизнес через 10 лет. В качестве «пророков» выступили: Авраам Миллер, СЕО компании The Avram Miller Co.; Кевин Робертс, СЕО агентства Saatchi & Saatchi; Донна Дубински, CEO компании Numenta Inc.; Эстер Дайсон, редактор Release 1.0; Джон Мэкей, СЕО компании Whole Foods Market Inc.; Элис Уотерс, владелица ресторана Chez Panisse.
Конечно, речь шла об американском бизнесе, но большинство описанных тенденций, способных кардинальным образом изменить глобальный бизнес-ландшафт, все же относятся к миру в целом. И тем, кто стремится преуспеть в новой экономике знаний, они будут исключительно интересны. Итак, что ждет нас в будущем?
Власть перейдет к народу
Сейчас происходит глобальное перераспределение сил в бизнесе, последствия которого мы сможем наблюдать через 10 лет. Интернет делает мир прозрачнее, конкуренцию – жестче, а бизнес – лучше. Любой промах компании или ее руководителя практически мгновенно становится достоянием общественности – люди тут же напишут об этом в блогах, обсудят все недостатки и скажут все, что они об этом думают. И компании вынуждены на это реагировать. В действительности в том, чтобы бизнес был честным и ответственным, заинтересованы все – и потребители, и сотрудники, и владельцы. Все они хотят, чтобы компании создавались не только ради денег, но и представляли ценность для общества. Тем более что получение прибылей и социальная ответственность не являются взаимоисключающими целями.
Потребители рано или поздно поймут, какой силой обладают. Они осознают свое право задавать вопросы и оперативно получать на них ответы в реальной жизни так, как сейчас они это делают в интернете. И со временем они будут ожидать оперативной реакции на свои запросы от всех без исключения организаций.
Глобализация превратится в виллагизацию
Появится множество небольших компаний, более сфокусированных на специфических потребностях потребителей. Другие участники рынка будут отдавать им на аутсорсинг часть функций, потому что это будет выгоднее во всех отношениях.
Желающих работать в крупных корпорациях практически не останется, поскольку им больше нечего предложить сотрудникам. Корпорации больше не гарантируют стабильность и защищенность, не могут предложить каких-либо существенных преимуществ. Наступает «конец времени и пространства» – идеи работают 24 часа и не важно, в какой точке мира вы находитесь. Вы можете работать на кого-то, кто находится на другом конце земли, не выходя из дома.
Офисные здания могут превратиться в обычные дома или, возможно, будут сдаваться в аренду на тех же принципах, что и номера в отелях. В то же время эти процессы нельзя отнести к глобализации, скорее наоборот. Все становится меньше и в некотором смысле более личным. Для описания этого явления бывший вице-президент корпорации Intel Авраам Миллер использует термин «виллагизация» (villagization), т.е. своего рода деревенский образ жизни на новом уровне цивилизации.
Поскольку новое поколение будет предъявлять большие требования к качеству продуктов, условиям, в которых они были произведены, это может коренным образом изменить сельскохозяйственную отрасль. Доминирующее место будут занимать на крупные конгломераты, а локальные фермерские хозяйства, способные поставлять свежие и экологически чистые продукты.
Таланты будут уходить с молотка
Находясь под постоянным прицелом общественности, компаниям придется затрачивать больше усилий на привлечение и удержание лучших людей. Цена таланта будет расти.
Люди будут искать и создавать новые способы продавать свои знания. Возможно, в будущем появится эквивалент интернет-аукциона eBay, где таланты смогут выставлять свои знания на торги круглосуточно и находить покупателей по всему миру.
Средний менеджмент умрет
Структуры, где у руля стоят избранные, в середине – миллионы, и внизу – немного исполнителей, исчезнут. На смену им придут организации, где во главе будет много людей, мыслящих стратегически, а внизу – много людей, реализующих стратегию по отношению к различным сегментам рынка. Средний менеджмент прекратит свое существование.
Искусственный разум родится
На смену нынешним компьютерам придет новое поколение техники, обладающей искусственным интеллектом. Новое поколение компьютеров будет работать так же, как и мозг человека. Наш мозг использует память, то есть все, что мы когда-либо узнали или научились, чтобы создать модель мира и спрогнозировать будущие события. Например, даже маленький ребенок способен идентифицировать «собаку», даже если никогда прежде не видел именно эту собаку. Заполненный разнообразными изображениями и описаниями собак «мозг» компьютера нового поколения также научится распознавать собак реальных, то есть станет «разумным». О том, какие революционные изменения «разумные машины» способны произвести в различных отраслях, можно даже не говорить.
Экран станет главным средством коммуникации, а эмоции – обязательной составляющей продукта
В будущем главным каналом коммуникации между компаниями и потребителями станет экран. Не только телевизионный экран – он является лишь одним из представителей семейства, в которое также входят мобильные устройства, компьютеры, билборды на городских улицах. Ни один из представителей семейства не вытеснит другой, а рекламные ролики будут создаваться с учетом специфики каждого. Обещание, которое бренд дает потребителям, останется неизменным, изменятся лишь контекст и способ доставки сообщения.
Успеха добьются те компании, которым удастся затронуть эмоции потребителей, которые преуспеют как рассказчики увлекательных, захватывающих историй. Эту тенденцию можно наблюдать уже сегодня - любой МР3-плеер делает то же самое, что и iPod, но продукт обладает сильной эмоциональной составляющей, ему удалось «зацепить» потребителя, поэтому никто не обращает внимания на имеющиеся недостатки.
Источник: E-xecutive
Автор: Мария Пикалова
При подготовке статьи использованы материалы журнала Fast Company