Черный квадрат жизни
[img]http://em.votvet.org/files/2012/09/dva-chainika1.jpg[/img]
«Искусство – это то, к чему ты относишься, как к искусству».
Михаил Веллер
Писатель прав. Нарисовать черный квадрат может любой, но расценивать его как искусство способны далеко не все. Субъективно восприятие — наш удел.
Есть маленькая история о роли картины «Черный квадрат» Малевича. Один искусствовед выразился так: «В этот черный квадрат провалилось все наше искусство». Чертовски красиво и многозначительно сказано. Имелся в виду конец традиционного искусства, что устарело и исчерпало себя.
По аналогии с этим мы сегодня наблюдаем начавшиеся судороги мира, построенного, исходя из наших эгоистических представлений, каким он должен быть. Это традиционная, передававшаяся из поколение в поколение уверенность, трещит по всем швам, съеживаетсяи, образно говоря, готова провалиться в «черный квадрат», «черную дыру» небытия.
Многие люди уже осознали, что следующее поколение будет жить хуже предыдыщего. Такого со времен Второй мировой войны не было. Всегда дети жили лучше отцов, а сейчас это кончилось. Наши предки оставили нам планету в гораздо лучшем состоянии, чем ту, которую мы передаем нашим детям.
Пресыщение одной части населения планеты и нищета другой похожи в одном: все хотят изменений. Что-то надо делать!
Мы привыкли относиться к жизни по прямой: это — я, это — мир. Мы знаем, что должны заботиться о себе, близких, бороться за свою жизнь. Нам ясно, где добро, где зло, где сила, где слабина, где власть, где безвластие.
Но вдруг мы проваливаемся в полную путаницу. Все наши привычки, определения, отношения потеряли логику, стройность. Мы не можем различить между верхом и низом. Мы видим, что мир становится иным, отличным от наших устоявшихся представлений о нем. Другим, непонятным. В нем просвечивают черты, незнакомые до этого.
Мы чувствуем, что ориентировка на «я» больше не эффективна, и нам теперь приходится учитывать в своих расчетах интересы других. Мы словно попали в некий заколдованный круг, концы которого не можем соединить.
Сейчас, в наше время, впервые в человеческой истории, мы пришли к точке свободного выбора. Мы или принимаем условия глобального мира, говорящие, что только нетерпимость к национализму, к любому проявлению эгоизма, как к пороку, уничтожающему человечество, способно спасти мир, или этот порок разрастается подобно раковой опухоли в моем теле!
Мы или объединяемся в согласии и, тем самым, мы становимся подобными общей окружающей природе, или останемся в том, где мы находимся, в своем эгоистическом понимании глобального мира и потому не принимающие его.
Тогда мы говорим: «Будь, что будет.» Значит, так и будет. Мы будем продолжать быть волками по отношению к другим, рычать на тех, кого не воспринимаем, накидываться, стараясь уничтожить… Думать только о своей маленькой, но большой проблеме, и существовать только для себя…
Мы — подданные эгоистического мира и связей в нем, боимся его лишиться, потому что не знаем альтернативы. Страшимся неизвестного и страдаем, страдаем… Все более обнажается нерв нашего бытия, и все более ощущаем на себе как прямые удары природы, так и те, что природными нам не кажутся.
И поэтому усиливается в нас беспокойство, ощущение неопределенности, разочарования имеющимся… Все эти вещи возникли от того, что нет в нас этого «welcome» новому миру. Нет его представления, видения. Вот и рождаются фантазии, мода на мистику, эзотерику.
Страх — это общее состояние мира. Маленький страх — от того, что нет у меня того или иного, денег, например, или работы. И большой страх — страх отсутствия видения хорошего будущего. Что дальше? Ради чего жить?
И тогда, в поисках избавления от страха, мы ищем ответ у ближнего своего, как он думает? Мы начинаем ощущать его, как необходимый для себя элемент существования, без которого мы не видим будущего… Понимаем, что нам выгодно сесть с ним, как с братом. Думать и действовать ради него.
Так, из страха, благодаря ему, постепенно строится совершенно другая связь между нами. Реальность эгоистического мира, в котором нет любви к ближнему, «проваливается в черный квадрат» истории и на смену ему приходит другая система отношений – глобальная взаимосвязь всех ее частей. Такая внутренняя перестройка в нас повлечет за собой перестройку всего мира.
Мы начинаем понимать, что забота о ближнем, о его хорошем существовании, обеспечит нам спокойную жизнь, полную наслаждений. Страх развивает осознание важности ближнего и связи с ним. Не эгоистической, чтобы нам было хорошо и покойно, а другой — чтобы ему было выгодно и хорошо.
Буквально, как говорили в Одессе: «Скажите, что вы хочете и мы оба будем здоровы!»
Влад Рутус
Комментарии
Черный квадрат жизни
Зная, что со стороны обывателя существует непонимание в определении достоинства, произведения изобразительного искусства, под названием «Чёрный квадрат» Казимира Севериновича Малевича, я не смел, подумать, что эта проблема –" проблема непонимания", в той же мере относится и ко всей творческой общественности. К тем к кому прислушиваются. Чьё мнение для многих является не прорекаемой, авторитетной истиной. Единственным оправданием насаждаемого мнения о недоступности, простого и всеобщего, понимания сути всей работы проделанной К.Малевичем, при "создании" "Черного квадрата" может быть только «пиар». Желание в целях привлекательности сохранить ореол загадочности. О значении "Черного квадрата" и влиянии рожденной из него системы Супрематизма на художественную культуру написано много статей, проведено немало исследований.
А. Бенуа, современник Малевича, художник, критик искусства, писал:
«Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».
Следуя критической оценки данной мэтром, многие «деятели» от культуры, чванливо выпячивая свое превосходство, стали размазывать всё, что не вписывалось в образ создаваемой ими культурной среды, которая часто вызывает сомнение, граничащее с псевдо культурой и псевдоискусством. С появлением Малевича, как же испугались те, кто формировали и формируют образ салонной живописи?
С явлением «Чёрного квадрата» они поняли, пришел конец их умиленной, рассчитанной на обывателя, философии русалок и ковриков с лебедями. Эти факты - прямое покушение на их материальное благосостояние. Алчность, злоба, ненависть, рычаги власти, всё было задействовано для того чтобы как можно быстрее люди забыли об этом произведении. Чтобы почти сто лет люди не понимали, что произошло. Понимая достоинства «Чёрного квадрата» легко можно дать оценку любому творческому произведению, оценить достоинства автора.
Примазавшиеся к искусству прекрасно чувствуют свою ограниченность, угрозу возможности « вешать лапшу» на уши доверчивых обывателей. Если требования общества к оценке произведений искусства и достоинств их авторов возрастут, искусственные звезды с различного рода фабрик станут обыкновенными елочными игрушками. Но для того, чтобы, повысить эти требования надо желать, отказаться быть быдлом. Малевич, написав «Чёрный квадрат» дал всем доступную возможность понимать искусство и тенденцию его развития.
« Казимир Малевич - имя более чем значительное в истории современного искусства. Это символ и знамя всего авангардного творчества. На его теоретические исследования ссылаются практически все направления новейшего искусства, его "Черный квадрат" концентрирует в себе все сокровенное, чем наполнены духовные искания авторов и исследователей эстетического мира современности.
Имя Малевича выдвигается сегодня как фундамент нового, современного направления искусствоведческой, культурологической и даже философской мысли, направления, исполненного необыкновенной глубины и значительности. Все это уже стало абсолютом, аксиомой, не требующей каких-либо доказательств. Знаниями, с которыми невозможно не соглашаться, в которых стыдно сомневаться и которые просто неприлично обсуждать».