Эгоизм под микроскопом
Сначала возлюби себя,
Потом наплюй на тех, кто рядом.
Лелей себя, жалей себя,
Оправдывай себя и радуй!
«Об Эгоизме», Елена Титаренко
О человеческом Эгоизме много сказано и написано. Чуть ли не каждый, уважающий себя психолог, философ, священник, «духовно» продвинутый человек или просто «знаток» человеческих отношений, берется, в самом скромной случае, рассуждать об Эгоизме, а в самом смелом – рассказывать людям, как с этим самым Эгоизмом бороться. Но пока все эти плоды человеческой мысли остаются всего лишь теоретическими рассуждениями, мало помогающими обычному нормальному человеку, и часто даже запутывающими его. А в это время Эгоизм благополучно процветает внутри человеческого общества, как плесень внутри буханки хлеба, и разрушает его, как короед дерево.
В последнее время становится очевидным, что рост человеческого Эгоизма зашкаливает за все допустимые нормы. Люди не могут терпеть друг друга, требуют внутренней свободы и внешней независимости (чтобы меня никто не беспокоил), семьи разваливаются, дети не хотят не только слушаться родителей, но и учиться в школе, общение вживую постепенно заменяется интернетом, каждому необходима отдельная квартира, ну, в крайнем случае, комната.
Примеров можно приводить много: войны, терроризм, наркотики, экономические и социальные кризисы... Но дело не в примерах, а в том, что разгулявшийся Эгоизм, вызывая у человека все новые и новые причины недовольства собой и окружающими, вынуждает нас обратить на него внимание и принять решительные меры, иначе человечество разрушит само себя своими же руками.
Чтобы понять, что делать с Эгоизмом – необходимо разобраться, что он собой представляет, с какой целью вообще существует, есть ли ему альтернативы, как к ним прийти, и какие для этого нужны средства и возможности.
Что такое Эгоизм, и с чем его «едят»?
Итак, давайте попробуем воспроизвести то, что нам на данный момент известно об Эгоизме и его основных модификациях.
Эгоизм [от лат. ego — я] — преимущественно ценностная ориентация личности на удовлетворение своих индивидуальных интересов и потребностей без учета того, какие последствия это будет иметь для других людей.
Эгоцентризм — неспособность индивида изменить исходную познавательную позицию к некоторому объекту, мнению или представлению, сочетающуюся с сосредоточенностью личности на собственных целях, даже перед противоречащей его опыту информацией.
Гордыня – самовозвеличивание, самоуверенность или высокомерие. Гордыня удерживается на одном основном законе видения мира. Этот закон - ценность индивидуального отличия одного человека от другого и от всех. Осуждение, обида, желание мстить, ощущение себя оскорбленным — это проявления гордыни, а также гордость за «нажитое» богатство, семью, детей, свой род.
Нарциссизм – самовлюбленность, сосредоточенность на себе самом и самообожание, доходящее до крайности. Также нарциссизму свойственно преувеличенное чувство превосходства и важности, и чрезмерная озабоченность успехом и властью, хвастливость, жажда постоянного внимания, использование других для достижения своих целей.
Обобщая всю эту информацию, можно сделать два важных вывода:
1. Эгоизм - явление исключительно общественное, потому что для его существования и процветания необходимы два компонента: сам человек и окружающие люди. Если человек не будет получать обратную связь от общества, его эгоизм «засохнет на корню» и будет находиться на уровне обычной заботы о своих природных потребностях.
2. Эгоизм проявляется в отношении человека к себе и к обществу, а вернее, в противопоставлении себя и других. Эгоизм вынуждает человека не только заботиться о своей персоне (и обо всем, что с ней связано, или ей принадлежит) и не учитывать интересы других людей (особенно посторонних), а кроме того использовать их для достижения своих целей и, в самых «запущенных» случаях, наслаждаться от причинения вреда окружающим.
Паразит на теле общества
Если проанализировать сущность Эгоизма, условия существования, особенности поведения и последствия жизнедеятельности, то его вполне обоснованно можно классифицировать как Паразита на теле общества. Эгоизм очень подходит под описание так называемых Облигатных паразитов.
Паразиты – это такие организмы (в нашем случае явление), которые используют другие живые организмы (в нашем случае человеческое общество) в качестве среды обитания и источника пищи, возлагая при этом на своих хозяев задачу регуляции своих взаимоотношений с окружающей внешней средой. Паразиты многочисленны и разнообразны, подчас причудливы и малопонятны (и это тоже подходит). Они представляют собой особый мир – невидимый, незаметный, но играющий огромную роль в природных, и не только природных, сообществах.
Облигатные паразиты в любых стадиях популяционного цикла связаны только с хозяевами. Единственной средой их обитания всегда служит какой-то другой организм. Поэтому при любых путях передачи такие возбудители отличаются наиболее выраженной зависимостью от хозяев.
Не правда ли, милая картинка вырисовывается? Эгоизм в человеческом обществе поступает, как любой «уважающий себя» Паразит, который живет и процветает за счет своего хозяина, порабощая волю своего носителя, полностью управляя им и заставляя совершать выгодные для себя действия.
Эгоизм напоминает хитроумную грибницу, проникающую своими корнями-щупальцами в разные области человеческой психики. Наше развитие, основанное на сравнении себя с другими, формирует Эгоизм с самого детства, когда ребенку перетекает видение мира от родителей и окружающих. Эгоизм в нашем восприятии часто видится невинным хвастовством, игровым азартом, веселым выпендриванием перед другими людьми, но это всего лишь маскировка. Человек, который в чем-то превосходит других, чувствует подъем, силу, торжество, уверенность и превосходство. А другие, глядя на него, чувствуют желание конкурировать, зависть, а некоторые - бессилие и подавленность.
Без общества Эгоизм не может жить, он получает подпитку, растет и размножается за счет неправильных и ущербных взаимоотношений между нами. Гарантом его существования является наша разобщенность и внутренняя готовность каждого человека замкнуться на самом себе, ведь в этом случае создается благоприятная почва для возникновения между нами безразличия, непонимания, ненависти, вражды, злости, агрессивности, отчужденности и любых других отрицательных эмоций. А это именно то, что способствует процветанию эгоистических тенденций.
Конечно же, прочитав все вышеизложенное, обычному человеку может захотеться, вооружившись средствами «Массового уничтожения Паразитов», сразу же рвануть на борьбу с Эгоизмом, раз и навсегда покончить с ним и зажить радостно и весело! Но…
Друг или враг?
Как ни странно, всегда есть «Но…». В природе не существует ненужных и бесполезных вещей, законов и явлений. Все для чего-то нужно, главное – выяснить для чего. В противном случае можно уподобиться борцам с волками, которые в свое время, истребляя «кровожадных хищников», на самом деле уничтожали «санитаров леса», спасающих от вырождения и болезней многие виды животных и обеспечивающих их эволюционное развитие.
Если не поддаваться эмоциям («кто посмел меня использовать!!!!» или «ах, я бедная несчастная жертва злого Эгоизма…»), то, присмотревшись, мы увидим, что «самый злейший враг», обеспечивающий каждому из нас все беды и страдания, на самом деле помогает нам.
Эгоизм использует два рычага управления нами: тягу к наслаждениям (страсть, зависть и тщеславие) и страх перед неприятностями. Оба этих инструмента помогают человеку справиться с собственной ленью, помогают нам приподняться над «животным» уровнем, расти, умнеть, дают нам жизненную силу и энергию, позволяют выразить себя, продвигаться. А иначе не было бы никакого стимула (лат. stimulus — острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют быка, запряженного в повозку) для нашего развития, и мы бы всю жизнь лежали под пальмой с открытым ртом и ждали, когда с нее что-нибудь съедобное упадет нам в рот. Именно постоянный рост Эгоизма обеспечил прогресс человеческому обществу.
Как часть Природной программы воспитания, Эгоизм делает свое дело – дергает нас со всех сторон, не дает нам успокоиться, сопротивляется нашим попыткам ужиться, минимально контактируя друг с другом (по принципу «Мое – мое, твое – твое»), путает нас, искусственно отключает человека от окружения, в то же время усиливая зависимость от него, чтобы каждый из нас сам захотел «выйти из себя» и обратить свое внимание на других людей, на окружающий интегральный Мир.
Параллельно, человеку постоянно демонстрируются формы успешного природного «общественного» взаимодействия, где каждый заботится обо всех, а все о каждом. И можно даже не вспоминать сообщества пчел и муравьев, колонии птиц и животных. Одно наше тело чего стоит – состоя из миллиардов отдельных клеток, оно представляет собой организм, работающий четко и слаженно, как ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.
Пора меняться местами
… Дедушка с внуком плетутся пешком,
ослик на дедушке едет верхом.
«Тьфу ты, - хохочет народ у ворот, -
старый осел молодого везет!...»
Абхазкая сказка в обработке С.Я. Маршака
«Хитрый» Эгоизм все время пользовался нами, заставлял нас ненавидеть и отдаляться друг от друга. Он рос и «ехал» на нас, а мы, вынужденные нести Его на своих плечах, тоже росли, умнели и развивались. Но, как мы знаем из истории, любому самодержавию приходит конец. Человечество стало уже достаточно взрослым, чтобы продолжать играть в мелкие эгоистические игрушки: зарабатывать один за счет другого, гнаться за модой, престижем и властью друг над другом, за бесконечными и зачастую бесполезными знаниями. Пора перевернуть ситуацию и поменяться с Эгоизмом местами – теперь пусть Он нас «везет».
Ключевое слово НАС, потому что поодиночке мы бессильны перед личными эгоистическими устремлениями, мы ныряем в них, мгновенно погружаясь в состояние забытья, и опять превращаемся в послушных слуг своего Эго. А вот если Мы, несмотря на все хитрости, игры, помехи и уловки Эгоизма, будем ВЗАИМНО стремиться к объединению между собой и помогать друг другу быть во взаимосвязи, в доброжелательных, теплых и доверительных отношениях, то Нам не понадобится даже бороться с Ним.
Мы сможем использовать его силу для нашего все большего объединения, т.к. у Эгоизма (как у свергнутого монарха) не останется другого выбора – чтобы продолжить свое существование, он вынужден будет выполнять все наши требования и служить НАМ верой и правдой!
Максим Эткало