К вопросу от приеме в школу детей 6 лет

Проблеме обучения 6-летних детей в школе посвящены многочисленные исследования педагогов, психологов, гигиенистов. Не подвергая сомнению принципиальные возможности обучения детей этого возраста, исследователи указывают на возникающие проблемы, связанные с целым рядом факторов биологического и социального порядка. Особенности онтогенеза (биологический путь развития) детей 7-го года жизни таковы: интенсивное наращивание показателей морфофункционального развития происходит с 6,5 лет, что и послужило причиной изучения проблемы функциональной готовности детей к систематическому обучению, т.е. степени готовности тех органов и систем организма, которые непосредственно связаны с выполнением требований школы: высшей нервной деятельности, моторики, сформированности речи (Н.Н.Куинджи, 1978; Т.Н.Сорокина, 1975, 1978; Т.Ю.Вишневецкая, 1977).
Установлено: среди детей от 6 до 6,5 лет число функционально незрелых составляет 32%, а к 7 годам оно снижается до 13% (М.В.Антропова, С.П.Ефимова, О.А.Лосева, 1976; С.М.Громбах, 1976, 1981 и др.) В школьной судьбе учащихся, функционально не готовых к обучению, прослеживаются две тенденции

  1. часть таких детей не справляются с учебной нагрузкой и формирует ряды отстающих и второгодников;
  2. другая, особенно привлекающая внимание гигиенистов, выполняет требования школы, но ценой приобретения различных заболеваний.

Выявлено (Т.Ю.Вишневецкая, 1999): численность детей 6-летнего возраста, у которых биологический возраст соответствует паспортному, уменьшилось (с 82,2% до 55,6%), а количество детей с замедленным развитием увеличилось в 3 раза. Кроме того, отмечено увеличение числа детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием (до 26,5%). Диагностика готовности к систематическому обучению показала: только 18,5% шестилеток являются «зрелыми», 49,3% - «среднезрелыми» и 32,2% - «незрелыми». Процент не готовых к систематическому обучению дeтей увеличился почти в 5 раз (!).
Из социальных факторов проблемными для здоровья и физического развития 6-летних детей являются условия их обучения. Выявлено, что школьное обучение негативно влияет на физическое развитие  и показатели здоровья учащихся 6-летнего возраста по сравнению с из обучением в условиях детского сада. (Н.К.Барсукова, 1984; М.В.Антропова с соавт., 1997). Так, отсутствие в школьном режиме 6-летних детей дневного сна отрицательно отражается на их физическом развитии: основные его показатели (рост, вес, становая сила) намного выше в группе детей с дневным сном (Л.Ф.Бережков с соавт., 1983).
Многочисленные наблюдения свидетельствуют: у детей 6,5 лет уровень функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы выше, и, как следствие, она более устойчива к неблагоприятным воздействиям средовых факторов; дети 6,% лет более устойчивы к  простудным заболеваниям, у них отмечается меньше астеноневротических реакций и нарушений зрения к концу учебного года (у детей 6 лет, обучающихся в школе, эти показатели увеличиваются в 2-2,5 раза). Неодинаковое влияние школьного обучения на состояние здоровья, функциональное состояние детей 6 и 6,5 лет обусловлено существенными различиями в их высшей нервной деятельности и в реакциях организма на учебные нагрузки. Дети 6,5 лет демонстрируют более высокие количественные и качественные показатели умственной работоспособности и учебной активности. Даже среди функционально готовых к школьному обучению детей 6 и 6,5 лет установлены достоверные различия в их умственной деятельности (Н.М.Попова, В.М.Зубкова, С.А.Нетопина, 1978; Е.К.Глушкова, Н.М.Попова, 1980; Н.М.Попова, Г.М. Сапожникова, 1988).
В результате сравнительной оценки функционального состояния высших отделов центральной нервной системы (по данным биоэлектрической активности коры головного мозга) было установлено: у детей 5-6 лет в основном преобладает активность правого полушария. Это свидетельствует о наличии у них диффузного, генерализованного способа нервной организации головного мозга и недостаточной специализации полушарий по сравнению с детьми 7 лет. С деятельностью правого полушария связывается преимущественно образное, конкретное восприятие действительности. К семи года постепенно происходит смена знака ассиметрии со смещением доминантности в левое полушарие, что отражает развитие второй сигнальной системы и формирование абстрактного мышления (В.А.Айрапетянц, 1978).
Выявлены и возрастные различия в быстроте и точности реакций на словесную инструкцию: у 7-летних детей реакции вырабатывались относительно быстро, а выполнение инструкций было точным; среди 6-летних таких детей было меньшинство (Б.М.Курбатов, 1978). Лишь к 7-8 годам у детей формируются такие важные для обучения свойства, как координация, наблюдательность, зрительная долговременная память (Д.Н.Крылова, Т.П.Кулакова, Н.С.Кантонистова, 1979). Исследования, проведенные в 70-80-е года, показали, что адаптация шестилеток-первоклассников к учебной нагрузке протекает наименее остро и с большим образовательных эффектом, если обучение ведется в условиях детского сада (Н.К.Барсукова, 1984; О.А.Лосева, 1987 и мн.др.)
Все это данные служат весомым аргументом в пользу отсрочки систематического обучения в школе детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года.
Следует также подчеркнуть, что решение вопроса о приеме детей в школу с 6-летнего возраста не следует рассматривать в отрыве от социально-экономических проблем нашего общества, которые привели к значительному ухудшению здоровья детей, к резкому снижению возможностей их лечения, оздоровления и отдыха, к исчезновению эффективных норм физического воспитания, к ухудшению качества питания, к снижению возможностей обновления и улучшения материальной базы образовательных учреждений и т.д. (Г.П. Юрко, Л.В.Веремкович, И.П.Лашнева, 1993; Г.М.Насыбуллина, Н.В.Рябова, Е.В.ПОлзик, 1996). Все это дает основания предполагать, что негативное влияние школьного обучения на 6-летних детей в современных условиях будет значительно выше, чем два десятилетия назад.
Исходя из этого, следует заключить: обязательным условием для приема в школу детей 7-го года жизни является достижение ими к 1 сентября 6,5 лет, необходимой степени функциональной готовности к обучению, а также отсутствие медицинских показаний к отсрочке школьного обучения. Это положение отражено в п. 2.4.9. Санитарных правил 2.4.2.782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений» (утверждены Главным санитарным врачом РФ Г.Г.Онищенко 04.08.99).
Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях УВК или ДОУ с сохранением основных режимных моментов (прогулка, дневной сон, питание), характерных для дошкольных учреждений.

Автор: М.Степанова, к.м.н., зав.отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН

Информация предоставлена: "Школа для дошколят"

Комментарии

Аватар пользователя Shapo4ka

Считаю, что это индивидуальный вопрос и зависит также и от развития ребенка. Будет ли ему комфортно учиться в 5-6 лет?