Прием детского невролога
Среди причин, вызывающих данную патологию, определенную роль играют генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга и психосоциальные факторы. Всегда следует иметь в виду возможность воздействия сразу нескольких факторов, влияющих друг на друга.
Существенное значение в происхождении СДВГ имеют неблагоприятные факторы в течение беременности и родов, хроническая внутриутробная гипоксия плода и гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. Таким образом выявленные нейроанатомические, гемодинамические, обменные нарушения могут обусловливать снижение тормозного контроля двигательной активности, который обеспечивается, главным образом, лобной корой и подкорковыми структурами, такими как «хвостатое ядро».
Среди психологических и социальных факторов , влияющих на возникновение этого заболевания выделяют следующие: неподготовленность родителей к семейной жизни, напряженность и частые конфликты в семье, предубежденность и нетерпимость в отношении детей. Социально-психологические факторы таким образом способствуют клиническому проявлению ранних повреждений головного мозга и запускают в действие генетические механизмы.
Влияние биологических факторов имеет решающее значение в первые годы жизни ребенка, но затем возрастает роль социально-психологических факторов и, прежде всего, семейной обстановки, а также нарушений, возникающих в начале школьной жизни ребенка.
Поскольку переход ребенка к школьной жизни является мощным стрессом, так как меняется полностью уклад привычной жизни, жизнь ребенка максимально социализируется, к нему предъявляются очень большие требования, соответственно эта ситуация является прямым пусковым механизмом проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Поэтому максимальное внимание следует отводить адаптации ребенка к меняющимся социальным условиям и укреплению его здоровья и психологической устойчивости при адаптации к школе.
Клинические проявления СДВГ определяются тремя основными симптомокомплексами:
- невнимательностью,
- гиперактивностью,
- импульсивностью.
При этом особенности поведения появляются как правило до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх).
Давайте разберем каждый из основных 3 симптомов.
Невнимательность – это неспособность выполнить задание без ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях; неспособность вслушиваться в обращенную речь; неспособность доводить выполняемую работу до конца; неспособность организовать свою деятельность; избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости; потеря предметов, необходимых для выполнения задания (письменные принадлежности, книги и т.д.); забывчивость в повседневной деятельности; отвлекаемость на посторонние стимулы. Для того, чтобы отнести эти проявления к заболеванию, из перечисленных выше признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 месяцев.
Гиперактивность и импульсивность – из перечисленных ниже признаков минимум 4 должны сохраняться не менее 6 месяцев.
Итак:
Гиперактивность – это когда ребенок:
- суетлив, не может сидеть спокойно;
- вскакивает с места без разрешения;
- бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях;
- не может играть в тихие игры, отдыхать.
Импульсивность – это когда ребенок:
- выкрикивает ответ не дослушав вопрос;
- не может дождаться своей очереди.
Появление основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. Учителя и родители отмечают, что дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий.
Данные проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на достаточно высокий интеллект.
Подобные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справиться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок.
В более старшем возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью. Часто подростки, страдающие СДВГ входят в группу риска по развитию алкоголизма и наркомании.
Современные тенденции в лечении СДВГ заключаются в обязательном комплексном подходе и включают как психологическую коррекцию, так и медикаментозную терапию. Также возможно использование биологической обратной связи (БОС-терапия) и транскраниальных электровоздействий
Ведущим моментом в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения взрослых прежде всего (родителей и учителей), при этом необходимо создание позитивной модели отношения к ребенку.
Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Для таких детей необходимо формулировать инструкции и указания четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать сразу же несколько заданий, лучше дать те же указания отдельно. Если не избежать наказаний в той или иной ситуации, то они должны следовать быстро и незамедлительно, т.е. по возможности приближаться по времени к неправильному поведению. Здесь очень важно понять родителям, что ребенок не виноват в сложившейся ситуации и излишне строгие воспитательные мероприятия, а особенно телесные наказания не приведут к улучшению поведения и даже ухудшат его.
Завышенные требования и учебные нагрузки ведут к астенизации ребенка и появлению стойкого отвращения к школьным занятиям. Необходимо уменьшить длительность просмотра телепередач и компьютерных игр. Место гиперактивного ребенка в классе – на первой парте, перед глазами учителя. Желательно включать несколько минут активного отдыха в режим урока.
Ведущее место в лечении СДВГ на сегодняшний день также принадлежит биологической обратной связи (БОС). БОС представляет собой комплекс процедур, при проведении которых пациенту посредством цепи внешней обратной связи, на базе компьютерной техники, подается информация о текущем состоянии управляемой физиологической функции. Анализ этой информации помогает человеку развить навыки самоконтроля и позволяет впоследствии научиться изменять эту функцию произвольно. Очень важно то, что у метода БОС отсутствуют нежелательные влияния, используются воздействия, максимально приближенные к физиологическим. Эти методы обеспечивают направленную активацию структурно-функциональных резервов мозга в целях преодоления факторов устойчивого патологического состояния.
БОС активно используется для изменения функционального состояния центральной нервной системы на основе перестроек отдельных характеристик энцефалограмм. В результате ЭЭГ-тренинга, ведущего к нормализации центральных механизмов регуляции, восстановлению гемодинамических, метаболических функций, в мозге формируется новая функциональная система, обладающая собственным механизмом устойчивости.
К другим методам, хорошо показавшим и зарекомендовавшим себя при лечении СДВГ можно отнести биорезонансную терапию, так как гармонизация общего гомеостаза и энергетических процессов в организме ребенка, страдающего синдромом гиперактивности, совершенно необходима (и далее – о методике).
Кроме того, следует отметить, что лечении СДВГ очень важны диетические и режимные моменты. Пища детей должна быть богата кальцием и магнием. Это – молочные продукты, овощи, фрукты; обязательна жирная рыба, т.к. она содержит жирные кислоты, необходимые для нормального функционирования мозга. Продукты должны быть исключительно натуральными, необходимо, по возможности, исключить всю «химию» - красители, ароматизаторы, усилители вкуса и прочие «завлекалочки», поскольку они обладают неприятным свойством вызывать «церебральное раздражение», т.е. усиливают возбудимость и без того уже гиперактивного ребенка.
Что касается режимных моментов, то очень важно для этих детей целенаправленная физическая нагрузка, необходимы длительные аэробные нагрузки. Это такие виды спорта, как лыжи, коньки; летом – велосипед, плавание. Желательно заниматься спортом всей семьей, вместе проводить длительные лыжные прогулки, ходить в бассейн. Ни в коем случае не следует делать ставки на достижение результата, избегать соревнований и личных достижений. Все это болезненно воздействует на психику ребенка, страдающего синдромом гиперактивности.
Но самое главное, о чем хотелось бы сказать в заключении, - это материнская любовь. Терапию материнской любовью трудно переоценить, ее никогда не может быть много. Теплое, дружеское, сердечное участие, уважительное отношение к своему ребенку как к личности, бесконечное терпение без излишнего «сюсюкания», а в сочетании с разумным и справедливым подходом к воспитанию – есть залог того, что с любым заболеванием можно справиться, если все освещать своей искренней любовью.
Существенное значение в происхождении СДВГ имеют неблагоприятные факторы в течение беременности и родов, хроническая внутриутробная гипоксия плода и гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. Таким образом выявленные нейроанатомические, гемодинамические, обменные нарушения могут обусловливать снижение тормозного контроля двигательной активности, который обеспечивается, главным образом, лобной корой и подкорковыми структурами, такими как «хвостатое ядро».
Среди психологических и социальных факторов , влияющих на возникновение этого заболевания выделяют следующие: неподготовленность родителей к семейной жизни, напряженность и частые конфликты в семье, предубежденность и нетерпимость в отношении детей. Социально-психологические факторы таким образом способствуют клиническому проявлению ранних повреждений головного мозга и запускают в действие генетические механизмы.
Влияние биологических факторов имеет решающее значение в первые годы жизни ребенка, но затем возрастает роль социально-психологических факторов и, прежде всего, семейной обстановки, а также нарушений, возникающих в начале школьной жизни ребенка.
Поскольку переход ребенка к школьной жизни является мощным стрессом, так как меняется полностью уклад привычной жизни, жизнь ребенка максимально социализируется, к нему предъявляются очень большие требования, соответственно эта ситуация является прямым пусковым механизмом проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Поэтому максимальное внимание следует отводить адаптации ребенка к меняющимся социальным условиям и укреплению его здоровья и психологической устойчивости при адаптации к школе.
Клинические проявления СДВГ определяются тремя основными симптомокомплексами:
- невнимательностью,
- гиперактивностью,
- импульсивностью.
При этом особенности поведения появляются как правило до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх).
Давайте разберем каждый из основных 3 симптомов.
Невнимательность – это неспособность выполнить задание без ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях; неспособность вслушиваться в обращенную речь; неспособность доводить выполняемую работу до конца; неспособность организовать свою деятельность; избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости; потеря предметов, необходимых для выполнения задания (письменные принадлежности, книги и т.д.); забывчивость в повседневной деятельности; отвлекаемость на посторонние стимулы. Для того, чтобы отнести эти проявления к заболеванию, из перечисленных выше признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 месяцев.
Гиперактивность и импульсивность – из перечисленных ниже признаков минимум 4 должны сохраняться не менее 6 месяцев.
Итак:
Гиперактивность – это когда ребенок:
- суетлив, не может сидеть спокойно;
- вскакивает с места без разрешения;
- бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях;
- не может играть в тихие игры, отдыхать.
Импульсивность – это когда ребенок:
- выкрикивает ответ не дослушав вопрос;
- не может дождаться своей очереди.
Появление основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. Учителя и родители отмечают, что дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий.
Данные проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на достаточно высокий интеллект.
Подобные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справиться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок.
В более старшем возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью. Часто подростки, страдающие СДВГ входят в группу риска по развитию алкоголизма и наркомании.
Современные тенденции в лечении СДВГ заключаются в обязательном комплексном подходе и включают как психологическую коррекцию, так и медикаментозную терапию. Также возможно использование биологической обратной связи (БОС-терапия) и транскраниальных электровоздействий
Ведущим моментом в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения взрослых прежде всего (родителей и учителей), при этом необходимо создание позитивной модели отношения к ребенку.
Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Для таких детей необходимо формулировать инструкции и указания четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать сразу же несколько заданий, лучше дать те же указания отдельно. Если не избежать наказаний в той или иной ситуации, то они должны следовать быстро и незамедлительно, т.е. по возможности приближаться по времени к неправильному поведению. Здесь очень важно понять родителям, что ребенок не виноват в сложившейся ситуации и излишне строгие воспитательные мероприятия, а особенно телесные наказания не приведут к улучшению поведения и даже ухудшат его.
Завышенные требования и учебные нагрузки ведут к астенизации ребенка и появлению стойкого отвращения к школьным занятиям. Необходимо уменьшить длительность просмотра телепередач и компьютерных игр. Место гиперактивного ребенка в классе – на первой парте, перед глазами учителя. Желательно включать несколько минут активного отдыха в режим урока.
Ведущее место в лечении СДВГ на сегодняшний день также принадлежит биологической обратной связи (БОС). БОС представляет собой комплекс процедур, при проведении которых пациенту посредством цепи внешней обратной связи, на базе компьютерной техники, подается информация о текущем состоянии управляемой физиологической функции. Анализ этой информации помогает человеку развить навыки самоконтроля и позволяет впоследствии научиться изменять эту функцию произвольно. Очень важно то, что у метода БОС отсутствуют нежелательные влияния, используются воздействия, максимально приближенные к физиологическим. Эти методы обеспечивают направленную активацию структурно-функциональных резервов мозга в целях преодоления факторов устойчивого патологического состояния.
БОС активно используется для изменения функционального состояния центральной нервной системы на основе перестроек отдельных характеристик энцефалограмм. В результате ЭЭГ-тренинга, ведущего к нормализации центральных механизмов регуляции, восстановлению гемодинамических, метаболических функций, в мозге формируется новая функциональная система, обладающая собственным механизмом устойчивости.
К другим методам, хорошо показавшим и зарекомендовавшим себя при лечении СДВГ можно отнести биорезонансную терапию, так как гармонизация общего гомеостаза и энергетических процессов в организме ребенка, страдающего синдромом гиперактивности, совершенно необходима (и далее – о методике).
Кроме того, следует отметить, что лечении СДВГ очень важны диетические и режимные моменты. Пища детей должна быть богата кальцием и магнием. Это – молочные продукты, овощи, фрукты; обязательна жирная рыба, т.к. она содержит жирные кислоты, необходимые для нормального функционирования мозга. Продукты должны быть исключительно натуральными, необходимо, по возможности, исключить всю «химию» - красители, ароматизаторы, усилители вкуса и прочие «завлекалочки», поскольку они обладают неприятным свойством вызывать «церебральное раздражение», т.е. усиливают возбудимость и без того уже гиперактивного ребенка.
Что касается режимных моментов, то очень важно для этих детей целенаправленная физическая нагрузка, необходимы длительные аэробные нагрузки. Это такие виды спорта, как лыжи, коньки; летом – велосипед, плавание. Желательно заниматься спортом всей семьей, вместе проводить длительные лыжные прогулки, ходить в бассейн. Ни в коем случае не следует делать ставки на достижение результата, избегать соревнований и личных достижений. Все это болезненно воздействует на психику ребенка, страдающего синдромом гиперактивности.
Но самое главное, о чем хотелось бы сказать в заключении, - это материнская любовь. Терапию материнской любовью трудно переоценить, ее никогда не может быть много. Теплое, дружеское, сердечное участие, уважительное отношение к своему ребенку как к личности, бесконечное терпение без излишнего «сюсюкания», а в сочетании с разумным и справедливым подходом к воспитанию – есть залог того, что с любым заболеванием можно справиться, если все освещать своей искренней любовью.
Врач-невролог М.А. Сулимова.
Информация предоставлена: Центр биорезонансной терапии "Здоровая семья"
Читать также:
2007-2023 © "Ромашки-Клуб".
Перепечатка материалов сайта разрешена с обязательным указанием активной ссылки.
По вопросам размещения рекламы и информационного партнерства пишите: romaskyru@yandex.ru
По остальным вопросам пишите: sky@romasky.ru