Революция в педагогике: дети не будут «такими, как все»

Несостоятельность большинства методик воспитания в современном обществе настолько очевидна, что само слово «педагогика» теперь кажется архаичным. Основатель онотопсихологии академик Антонио Менегетти положил начало культурной революции в области педагогики, представив качественно новый взгляд на формирование личности человека. Суть его гениально проста: с самого момента рождения позволить человеку воспитывать себя самому.

Революционные открытия, названные «Педагогикой 2050 года», бесспорно, будут поняты лишь десятилетия спустя, когда общество будет готово к пересмотру доктрин педагогики, формировавшихся веками. Даже ООН и ЮНЕСКО до сих пор черпают педагогические критерии из теорий трех- четырехсотлетней давности и базируют все свои правила на учении Коменского, который, между тем, был протестантом, у него были свои задачи, которые давно неактуальны и не отражают состояние современного человека. Удивительно, но факт: едва ли не все отцы-основатели мировой педагогики от Коменского до Монтессори всю свою жизнь терзались бессознательным чувством вины, вызванным проблемами в половой сфере. А потому наукой о формировании личности они занимались в большей степени ради решения своих психологических проблем, нежели ради заботы о подрастающем поколении. Испытывая бессознательное чувство вины, человек развивает свою личность, доводя ее до совершенства и получая восторженное признание общества, по причине которого он испытал в детстве чувство вины. Именно поэтому в работах классиков педагогики невозможно встретить настоящего ребенка – таким, как создала его природа.

Так каким же природа создает человека?

Почему общество больше препятствует, нежели помогает личностному развитию ребенка? Внутренняя трагедия большинства людей заключается в том, что с самого рождения посредством семьи общество почти всегда навязывает модели поведения, противоречащие истинной природе человека. Как результат, молодой человек часто оказывается посредственным, «таким, как все», и в последствии мы получаем наркомана, алкоголика, человека, который тихо погибает от депрессии, преступника, самоубийцу. Бесполезно обвинять в этом общество, необходимо, чтобы каждый достиг зрелости собственной души. Педагоги нового поколения считают, что навязывание штампов и стереотипов лишает ребенка «победоносного первенства в жизни и в истории», не дает ему свободы в реализации собственного природного потенциала. А между тем, уже в возрасте одного-двух лет все дети представляют собой выплеск великой силы жизни. Только подумайте о том, какова его сила хотя бы в том, что он является самим собой! У него свой характер, свои индивидуальные особенности, и своя сформировавшаяся картина мира. Он бесконечно задает вопросы, суть которых, если прислушаться, сводится к следующему: «Кто я такой? Что я должен делать, для чего живу? Что я должен делать, чтобы быть великим среди вас?». Ни один ребенок не хочет быть маленьким, он хочет быть больше, взрослее, и он не просит о помощи, а заявляет: «Я хочу стать великим! Я еще вам покажу, какой я хороший!». И если окружающая среда видит в нем не маленького несмышленыша, которого надо бесконечно контролировать и направлять, а будущего великого человека или же просто полноправного члена общества, у ребенка появляется возможность реализовать себя, прожить полноценную жизнь.

Почти все великие люди не имели образцовых семей.

А некоторые и вовсе были сиротами. И это неспроста! Оказывается, в первые годы жизни именно семья становится причиной задержки личностного развития человека, компромиссом, который дети не выносят. Общаясь с детьми в возрасте 6-12 лет, педагоги и психологи сделали феноменальное открытие: оказывается, дети совсем не хотят оставаться в семье. У всех у них достаточно рано появляется желание обрести свободу, желание работать и зарабатывать собственную автономию. Первоначальный инстинкт человека заключается, на самом деле, не в острой привязанности к семье, а в непосредственном содействии жизни общества, в котором человеку придется жить. И неважно, является это общество плохим или хорошим, важно, что оно – мое завтра. Именно поэтому придается такое значение детским садам, школам, детским лагерям и военным училищам, где дети постоянно учатся взаимодействовать между собой, формируют свои человеческие качества. Педагоги убеждены, что для полноценного развития ребенка гораздо важнее подобная система, нежели семья. В детях раньше появляется желание выделяться, что-то создавать, демонстрировать, превосходить. Требования и условия современного общества настолько ужесточились, что чем раньше дети входят в реальность жизни, тем лучше. Например, если ребенок застал своих родителей занимающихся любовью, не нужно обманывать его, как-то оправдываться и уж тем более ругать его. Необходимо спокойно сказать: «Тебе что-то нужно? Ты должен уважать нас, как личностей. Когда ты вырастешь, ты тоже встретишь своего избранника и будешь заниматься тем же самым». Дети не должны вмешиваться или препятствовать сексуальным отношениям родителей, но также взрослый не должен скрывать реальность жизни. Только честные и понятные отношения между родителями и ребенком помогут ему спокойно адаптироваться к жизни, избежать душевных травм.

Вы замечали, как дети любят играть в «театр»?

Устраивая подобные представления, ребенок «проигрывает» накопившиеся ценности и нормы морали, как бы репетируя их перед тем, как выйти с ними в реальную жизнь, и в конце такой «комедии» он всегда как будто что-то зарабатывает. Нужно очень внимательно смотреть такой «театр», анализировать, поощрять. Однако, если ребенок стремится причинить зло другим, необходимо объяснить ему, почему он не прав. Если он упал на землю, лучше подождать, пока он поднимется сам, ведь любое испытание – это тоже школа жизни. От того, насколько ребенок умеет преодолевать трудности, зависит, насколько уверенным в себе он будет во взрослом состоянии. Не стоит резко пресекать всякого рода сексуальные и агрессивные импульсы. Если мальчики хотят подраться, лучше позволить им сделать это, желательно под присмотром учителя или воспитателя, потому что для них это верный способ понять взаимоотношения. Через глупую агрессивность они изучат закон жизни, поймут, что через тупую силу и злость ничего в жизни не добиться, и все зарабатывается лишь искусством выстраивать отношения, интеллектом.

С ранних лет ребенок знает, что его щедрость может принести ему выгоду.

Он видит, что если он дал свое яблоко или игрушку другому, он может потом стать его другом, или же дать что-то взамен. Уже с шести лет ребенок способен определять собственную индивидуальную экономику и прибегать к притворству, обману и критике, и он хорошо отличает свое «Я» от другого. Он осознает, что принадлежит ему, а что – другому. Он понимает, что такое школа, что необходимо туда ходить и учить то, что говорят взрослые. Неважно, правда это или нет, но взрослые так хотят. В возрасте от четырех до семи лет дети имеют ясные и определенные понятия абсолютов нашей рациональной идеологии: я, ты, другие, мое, твое, справедливость. Потом эта ясность забывается с вторжением стереотипов семьи и дети адаптируются к тому, что им навязывается и преподносится, как истина. Но, тем не менее, внутри каждого из них образуются ценности существующей реальности. Очень важно, чтобы с самого раннего детства ребенок общался с самыми разными людьми, а не только с близкими родственниками, чтобы он мог учиться общаться, сравнивать и познавать людей, понимать, что все они разные. Как правило, родители сознательно ограничивают круг общения малыша, не позволяют ему слушать «взрослые» разговоры. А между тем, такая монополия отношений – общаться только с мамой и бабушкой, только с тетей и воспитательницей, - навязывает ему ограниченную форму поведения.

«Вот вырастешь, тогда все поймешь», - говорят в детстве каждому из нас.

С четырех до семи лет ребенок испытывает острое ощущение внутренней реальности. Он постоянно задает себе вопросы не в философском, а эмоциональном смысле: «Кто я? Почему я здесь, а не где-нибудь в другом месте? Куда я иду?». Родители делают большую ошибку, бесконечно рассказывая ему сказки, далекие от реальности, по сути, обманывая его. Гораздо правильнее сказать ему: «Ты появился здесь, среди нас, чтобы вместе с нами сделать что-то хорошее в этом мире. У тебя свой путь, и ты должен следовать ему. Мы пришли раньше тебя и раньше уйдем, но ты продолжишь свой путь без нас». Если бы человека с самого рождения вводили в общество, не навязывали ему опасных иллюзий, многих проблем с воспитанием детей можно было бы избежать. По крайней мере, самые «трудные» периоды протекали бы гораздо легче, не приводили бы к патологиям.

Не нужно оберегать ребенка от переживания и боли, особенно в играх.

Командные и групповые игры способствуют развитию доверительных отношений и навыков взаимодействия с обществом. В любой игре он должен всегда находиться бок о бок с другими участниками, учиться завоевывать любовь и уважение своих товарищей, суметь заслужить ее, потому что все это – школа его будущей жизни. Очень важен постоянный контакт с природой, а потому бывайте почаще со своим ребенком на фермах, рассказывайте ему, как появляются на свет курицы, утки, телята, как устроено и как растет дерево, какие сложности преодолевает. Очень важно научить ребенка контактировать с другими формами жизни, существующими на планете. Это помогает ему осознать себя как часть природного мира.

В системе воспитания грядет революция.

Главная цель «новой» педагогики - самостоятельное становление человека, его способность сохранять свою индивидуальность. При этом человек должен осознавать, что общество в большей степени, чем сама жизнь, является проблемой, которую необходимо разрешить. По сути, общество требует единообразия, при котором каждый человек должен быть «как все» - это придает ему целостность, делает его в некотором роде безопасным. А потому каждый из нас должен помочь своему ребенку научиться быть независимым от навязанных штампов, экономически независимым. Законодательство практически всех стран запрещает детям работать до определенного возраста, однако почему бы не дать возможность ребенку самостоятельно заработать на игрушку, книжку, конфеты? Это дает ему понимание, что он может и должен обеспечивать свои потребности сам. Необходимо перестраивать школьное образование будущих граждан, правдиво рассказывать им о сложностях и возможностях жизни. Если мы хотим изменить эту реальность, в которой ведутся войны, необходимо начать именно с педагогики.

В 2006 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась III Международная конференция «Современная педагогика для общества будущего: ответственность и образование лидера». В ней приняли участие более 300 специалистов из разных областей деятельности (психология, педагогика, культура, искусство, бизнес) из России, Италии, Франции, Германии, Бразилии, Украины, стран Балтии. Наша статья подготовлена по материалам академика Антонио Менегетти.

Комментарии

Есть элементарные законы природы. Именно на них и основывается педагогика. Может, кто-то из ученых и был с проблемами в психике, я не знаю, не изучала. Но, убеждаюсь на практике, что все в педагогике умно, своевременно, закономерно и на пользу развитию ребенка. Нужно просто правильно пользоваться этими знаниями. Против природы не пойдешь. Есть, как минимум, сензетивные периоды в развитии каждого человека. Автор об этом слышал? Или вы не изучали педагогику?
То что Вы здесь предлагаете - развращение во всех смыслах этого слова. И приведет это к хаусу, а не свободе.
С Вами страшно за будущее свое и общества.