За годом год. Возрастные особенности развития ребенка от 4 до 5 лет.
За годом год. Возрастные особенности развития ребенка от 4 до 5 лет.
Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками. Об особенностях их развития нам рассказывает психолог высшей категории Мурашкина Надежда Николаевна, руководитель Школы «Надежда» ДГБ №11
Развитие интеллектуальной сферы
До 4 лет у ребенка формировалось наглядно-практическое мышление, в результате которого он накапливал опыт первых обобщений, первых пониманий связей между предметами. Ребенка привлекал сам процесс взаимодействия с предметами. В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления. Это мышление неразрывно связано с речью и является основой для дальнейшего словесно-логического развития ребенка. В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать геометрическое мышление. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок:
-
складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей
-
складывает из кубиков целостную картинку
-
собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок
-
конструирует из лего по образцу
-
собирает по схеме узор мелкой мозаикой
Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки. Обратите внимание, чтобы ребенок разукрашивал карандашами. Научите его правильно держать карандаш, тогда кисть и мускулатура пальчиков начнет работать и развиваться.
Не пора ли учиться читать
К четырем годам многие дети начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. И родители делают первую попытку показать ребенку азбуку и научить читать. Если психологически он готов к этому, обучение идет легко и с обоюдным удовольствием, без принуждения. Если же ребенок не готов к восприятию азбуки, лучше отложите попытку на полгода, а затем вновь проверьте его «психологическую готовность». Тогда обучение грамоте начнется в индивидуально наилучшие для ребенка сроки.
Чтение помогает развитию символического мышления. И буквы, и цифры для ребенка являются символами. И чем последовательнее и методичнее будут занятия, тем более полно будут задействованы память и мозг ребенка. Методик обучения чтению детей этого возраста на сегодняшний день представлено много, родители вправе выбирать. Для родителей, которые занимаются со своим ребенком сами, предлагаем рисовать всевозможные лабиринты. Пусть ребенок «пройдет» по ним карандашом, объясняя, куда он ведет (от рисунка к слову, от цифры к слову, от рисунка к цифре). Разгадывание лабиринтов, путаниц детям очень нравится, они играючи складывают слоги, слова, а затем и предложения, знакомятся с цифрами.
В этом возрасте можно играть с ребенком во всякого рода словесные игры. Они хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком (слова на букву А, слова-антонимы, слова, обозначающие продукты питания и др.), пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг. Если процесс обучения поставлен правильно, играючи, с шутками, с юмором, ребенок с удовольствием будет заниматься.
Детские страхи
В этом возрасте многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»). Это «возрастные» страхи, они носят временный, переходящий характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития. Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции: «Рисование страхов»; сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье. Любую страшилку можно изменить: сделать посимпатичнее, «попушистее», нарядить в красивые или смешные одежды, придумать веселый нрав. Постепенно негативное чувство меняется на положительное. А созданный образ еще долго будет радовать ребенка.
Чтобы страх у ребенка не закрепился:
-
не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).
-
превращайте злых героев в добрых
-
не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы: «страшилки», «ужастики»
Эти страхи возникают у ребенка от недостатка информации, при этом срабатывает воображение, которое рисует ему различные красочные картины. Поэтому никогда не пугайте ребенка чем-то неизвестным для него, например, «бабаем». Крохе неизвестно, что это, и его воображение может создать пугающий образ. Разговаривайте с малышом, старайтесь отвечать на все его вопросы, расширяйте его кругозор - это поможет избежать многих детских страхов.
Благодарим за статью Школу для будущих мамочек и лялечек "Надежда"
официальный сайт: http://www.nadezhdaschool.ru/
опубликовано в Журнале для родителей - http://www.eka-roditeli.ru/myrashkina_november.htm
Комментарии
Изначально
Изначально статья была напечатана в Журнале для родителей в ноябре 2006 года. Опубликована и на сайте Журнала http://www.eka-roditeli.ru/myrashkina_november.htm
Первоисточником материалов о развитии детей с года до 6 лет является Журнал для родителей. И активную ссылку надо бы делать на сайт Журнала.
мы этого не
мы этого не знали, ссылку поставили, спасибо. hi hi hi