Игры от полугода до года

 

Психолог высшей категории Мурашкина Надежда Николаевна, руководитель Школы «Надежда» для будущих мамочек и лялечек, рассказывает о своем практическом опыте работы с детьми от полугода до года.

Знакомимся с окружающим миром
Прошло полгода, малыш подрос, окреп и превратился из беспомощного младенца в крепкого карапуза. Это время первых передвижений малыша, время, когда он начинает учиться ползать. Малыш уже созрел для того, чтобы думать и двигаться вперед, осваивать мир все активнее и активнее, следовательно, ему требуются новые задачи и игры.

Поиграем

  1. Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
  2. Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

«Уроки анатомии»
Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, ноги. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.

Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. К году ребенок сам будет имитировать походку, и подпевать песенки.

Поиграем

  1. Поиграйте с ним в «догоню-догоню», двигаясь к нему быстрыми мелкими шагами и делая вид, что пытаетесь его догнать.
  2. Легонько постукивать подошвами ножек друг о друга и припевать:

Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ - приехали.

Предметная деятельность
Ребенок открывает для себя новые свойства предметов. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Он должен уметь манипулировать предметами (это не обязательно может быть игрушка), совершать с ними много действий:

  • стучать
  • бросать
  • катить
  • складывать
  • вынимать
  • доставать

Поиграем

  1. Когда игрушка упадет, скажите "бах!", побуждая малыша тоже произносить это слово.
  2. Одну игрушку положите перед малышом на пол или на стол, а другую дайте ему в руки. Покажите, как положить одну игрушку на другую - "построить башенку".
  3. Положите несколько игрушек в мешочек. Покажите младенцу, как их оттуда доставать. Мешочек держите за основание, чтобы крохе было легче вытаскивать. Постепенно научите его одной рукой держать мешочек, а другой - доставать игрушки; руки можно чередовать.

Развиваем речь
В этом возрасте необходимо закреплять понятия "цвет", "форма", а также знакомить малыша с названиями простейших предметов. Ребенок должен впоследствии сам называть эти предметы. Задавая вопрос, обязательно выдержите паузу, чтобы ребенок вступил в диалог и изобразил ответную реакцию. В этот период он интересуется первыми книжками. Пусть, в этих книжечках будут изображены простые и понятные предметы, первый счет, алфавит. Рисунки должны быть крупными, яркими, одиночными.

Поиграем

  1. Во время игры как можно чаще называйте игрушку «по имени» - при этом желательно использовать правильное слово - не Шарик, а собачка; не киса, а кошка.
  2. Поиграйте с ребенком в прятки, накрывая поочередно его и себя платком и называя при этом его и себя: «Где мама? Вот мама! А где же Ваня? Вот Ваня!».
  3. Разучите с ребенком игру в «ладушки». Для этого сначала похлопайте в ладоши сами, а потом возьмите руки ребенка в свои и покажите ему, как играть. Осваивайте традиционные «До свиданья» и «Здравствуй. Дай ручку!».
  4. Научите ребенка выполнять простые действия по вашей просьбе. Например, попросите ребенка принести вам игрушку. Когда он научится это делать, усложните задачу и используйте сразу несколько игрушек, из которых ребенок должен принести вам именно ту, которую вы называете.
  5. Занимаясь с ребенком, постепенно вводите новые движения и слова, которые им соответствуют, "брось", "сиди", "встань", "иди", "нельзя", "положи", "разожми кулачок" и другие.

Развиваем мелкую моторику
Отличное средство развития мелкой моторики - так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и являются отличным стимулом для речевого развития, дают малышу радостный телесный контакт с мамой. Ребенку с этого возраста надо давать мелкие предметы, к году уменьшать размер предмета. Это может быть мозаика, кубики, пирамидки, пуговицы, мелкие бусы. Малыша надо учить играть с водой, песком, крупами, красками (пальчиковая гуашь), пластилином.

  1. Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
    Мальчик-пальчик, где ты был?
    С этим братцем в лес ходил,
    С этим братцем щи варил,
    С этим братцем кашу ел,
    С этим братцем песни пел.
  2. Этот пальчик хочет спать,
    Этот пальчик - прыг в кровать,
    Это пальчик прикорнул,
    Этот пальчик уж заснул.
    Встали пальчики - "Ура!"
    В детский сад идти пора.

Слушаем музыку
Понаблюдайте, как ребенок слушает музыку! Он чувствует ее, он подпевает, воркует, наслаждается ею.... Малыш может смеяться, он уже воспринимает музыку эмоционально и выразительно. Пусть ваш малыш «потанцует» под музыку, делая пружинящие движения ногами и «фонарики» рукой. Давайте ему слушать музыку из классического репертуара, народную.

Учимся играть с другими детьми
Ребенок обнаруживает желание «вглядываться» в мир, наблюдать не только за взрослыми, но и за другими детьми, и даже подражать некоторым их действиям. Именно в игре, он научится соблюдать правила, общаться со своими ровесниками, вырабатывать стратегию поведения. К концу первого года жизни и в начале второго социальные факторы развития выходят на первое место и ведут за собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми навыками.

Процесс развития малыша требует именно общения, игры, взаимной радости. Благодаря развивающей среде, контакту с мамой, игровым тренажерам малыш учится играть, а, играя - развивается.

Благодарим за статью Школу для будущих мамочек и лялечек "Надежда"

официальный сайт: http://www.nadezhdaschool.ru