Интернет-аптеки в России: появление, развитие, популяризация.

За границей практика приобретения лекарств через сеть Интернет довольно популярна, услуги подобных фармацевтических учреждений востребованы, не вызывают нареканий и сомнений в качестве товара. В России же первая Интернет аптека появилась не так давно. Сегодня их количество, конечно, значительно увеличилось, растет и популярность.

Запустить подобные проекты на территории России «первопроходцы» попытались в 1995 году, но более-менее полноценная виртуальная аптека открылась в 1997. Москвичи же получили возможность заказывать лекарства через Интернет еще через несколько лет.

Сейчас на территории РФ насчитывается около 100 таких проектов, практически ни один крупный город не обходится без Интернет-аптек, и их услуги пользуются спросом.

Конечно, как и на любом рынке, здесь есть и лидеры, и аутсайдеры, которые не оставляют попыток повысить свою конкурентоспособность. Дело в том, что технологии работы, правила и законы продвижения продукта здесь очень специфичны.

Главная проблема состоит в том, что практически все он-лайн аптеки работают исключительно на локальных рынках. Доставка лекарственных препаратов в другие регионы невыгодна, ведь в этом случае цена повышается в несколько раз за счет транспортных расходов. Переплачивать за препарат потребитель согласится только в случае крайней необходимости и невозможности купить его в ближайшей аптеке.

Но потенциал развития Интернет-аптек, конечно, очень велик. И в первую очередь это обусловлено возможностью предоставлять покупателю исчерпывающие сведения о лекарствах, сопровождая официальные инструкции по применению дополнительной информацией и полезными статьями. Потребитель может ознакомиться с ассортиментом, пролистав виртуальные каталоги, сравнить несколько препаратов и выбрать то, что ему подходит. Во-вторых, для торговли в он-лайн режиме не имеет значение месторасположение, доставка лекарств осуществляется в любую точку города и в удобное для покупателя время. Цены на товар, как правило, значительно ниже, ведь при дистанционной торговле не предусмотрены затраты на аренду и содержание торговых площадей.

Интернет-аптеки можно условно классифицировать по следующим типам:

  • созданные на базе аптечных сетей, когда на основе уже выстроенной структуры открывается Интернет-магазин с доставкой из ближайшей к покупателю аптеке;
  • на базе сети аптек, то есть одна Интернет-аптека сотрудничает с несколькими обычными на договорной основе;
  • проекты, созданные «с нуля», для которых выстраивается структура и определяется стратегия раскрутки;
  • на базе обычной аптеки, когда на ряду с оff-лайн ведется и виртуальная торговля, и тем самым расширяется круг потребителей.

Сегодня наиболее популярными и экономически выгодными являются первые два типа. Скорее всего, по такому принципу и будет развиваться в дальнейшем практика дистанционной торговли лекарственными препаратами.