Ностальгия по утраченному раю
Новый фильм Дж. Кэмерона "Аватар" стал очередной сенсацией Голливуда. Хотя премьера состоялась месяц назад, триумфальное шествие синекожих гигантов по нашей старушке-планете все еще продолжается. Земляне, не смущаясь ударом, который режиссер нанес по их имиджу, приходят в кинотеатры во второй и в третий раз, наполняя 3-D залы до отказа. Необычайная красота видеоряда, беспрецедентность технических достижений, использованных при съемке, проникновенность сюжета, основанного на классической схеме - борьба любви и долга, добра и зла, - все это способствовало феноменальному успеху картины.
Однако думающий зритель пытается, прежде всего, понять замысел автора, а в том, что замысел такой существует и не сводится к традиционной формуле "срубить побольше бабок", нет никаких сомнений. Иначе, невзирая на фантастический бюджет и все ухищрения современной техники, зритель на картину не пошел бы. И каждый высококлассный режиссер коммерческого кино знаком с этой истиной: успех и деньги приходят к тому, кто может дать людям идею. Идея не обязательно должна быть новой и сенсационной (хотя и это не помешает - вспомним хотя бы "Матрицу"). Красивая подача старых, как мир, и поэтому уже хорошо забытых истин действует еще безотказнее. По этому пути пошел и Кэмерон.
Его фильм, замысел которого вынашивался более десяти лет, - это ностальгия по утраченному раю. В подсознании каждого человека существует некий пласт, описанный К. Юнгом как "коллективное бессознательное" - это суммарный опыт человечества, представленный идеями-архетипами. Такими архетипами изобилует картина Кэмерона, посвященная, казалось бы, инопланетной цивилизации.
На самом деле цивилизация (или лучше сказать, культура) Пандоры представляет собой не что иное, как интуитивное воспоминание-мечту человечества о едином духовно-информационном поле, включающем в себя все живое на планете. Эйва, Мировая душа, к которой каждый пандориец может подключиться в буквальном смысле с помощью особых контактов на конце своей длинной косы или гибкого синего хвоста, является источником жизни, жизнь выходит из духа и к нему возвращается. Для жителей Пандоры это не метафора, это абсолютная реальность, которую постигает и земная женщина, Грейс, в момент своей смерти. Душа Пандоры, ее родовая память, наполненная голосами ушедших предков, принимает в свои объятия и человека Земли, способного ее ощутить.
Мировой душе Пандоры противостоит безжалостная механическая сила землян - существ, методично уничтожающих собственную душу и потому полностью глухих к проявлениям инопланетного духа. Особенно примечательны в этом отношении два "клана" - бизнесмены и военные. Пандора для них - ад, населенный злобными дикарями, которые сидят на огромных богатствах, мешая землянам ими воспользоваться. Для ученых культура и биосфера Пандоры - уникальный симбиоз, который они скрупулезно изучают с помощью земной аналитической науки. Однако и этот подход не имеет успеха.
Что это, как не метафора современного состояния нашей собственной цивилизации? В глубине души многие из нас ощущают присутствие некой управляющей силы, единого информационного поля - этим ощущением наполнена родовая память человечества, его мифы и легенды. Кое-кто даже сохранил в себе способность подключаться к этому бесценному источнику жизненной силы, но большинство из нас живет как бы в полусне. Душа, любовь, единство для большинства землян - красивые, но пустые слова. Ведь сознательная память рода людского (наука) не говорит ни слова о тех днях, когда эти понятия для каждого живущего были предельно конкретны и наполнены глубочайшим смыслом. Сейчас гораздо важнее и конкретнее то, что лежит на поверхности материального мира - деньги, власть и знания, как добыть то и другое. Но ни военные, ни бизнесмены, ни ученые ничего не способны сделать для улучшения качества жизни на нашей планете.
Возможно, "Аватар" стоит рассматривать как притчу о борьбе противоположных сил, которая происходит как на планетарном уровне, так и в душе каждого человека. С одной стороны - жажда сиюминутной власти, стяжательство, страсть к механическому познанию. С другой - глубинная родовая память о былом единстве и желание вернуться к этому состоянию, постичь первоосновы нашего мира, пронизанного сетью духовных связей, управляющих всеми событиями материального уровня. В этом отношении "Аватар" продолжает хорошую традицию, заложенную еще "Матрицей", - он намекает зрителю: то, что видят наши глаза, - лишь поверхность. Только душа человека учит его отличать добро от зла, как это произошло с главным героем фильма. Хочется надеяться, что кино XXI века станет искусством, открывающим зрителю возможность других, все более совершенных реальностей.
Евгения Кацман