Ох, уж, эта молодежь!
Во все времена существовала проблема «Отцы и дети». Свидетельством являются многочисленные труды классиков, посвящённые этому конфликту, и нет примеров, чтобы кто-либо избежал его. Конечно, во многих случаях проще всего отмахнуться от этой темы и принять всё так, как оно есть. Но не ведёт ли такая позиция к многочисленным конфликтам в семье, на работе и т.д.
Социологи характеризуют каждое поколение не как временной срез общества, а как группу людей, обладающих мощным самосознанием и осознанно или неосознанно идущих в одном направлении. Это общее сознание автор книги «Созидательный код» Ноам Манела называет «духом времени».
Дух времени отпечатывает в поколении определенные свойства, влияет на создание идеалов и постановку целей. Каждое поколение смотрит на предыдущее и пересматривает его ценности, как бы примеряя их на себя и соотнося с новыми условиями жизни.
Для наглядности рассмотрим несколько последних поколений.
- Поколение «Бэби-бумерс» – люди, родившиеся после Второй мировой войны в мире, который был полностью разрушен. Человечество искало механизмы, способные сделать мир лучше: различные объединения, союзы и т.д. Но, в конечном итоге, это поколение получило холодную войну, которая в начале 60-х вылилась в конфликт между США и СССР вокруг Кубы, чуть не приведший к ядерной катастрофе.
Но молодежь понимает, что ей надо изменить мир. Она провозгласила равенство, справедливость, свободу любви, наряду с наркотиками и рок-н-роллом. Это поколение жило быстро, но постепенно отодвинуло идеалы в сторону и впряглось в будни: ссуды, семья, работа и т.д.
«Когда-то ты был битником.
Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл,
извлеченный из снимка чужой диафрагмы.
А теперь — телевизор, газета, футбол,
и довольна тобой твоя старая мама».
- поет об этом группа «Кино».
- Поколение X. Но вот приходит следующее поколение — поколение X, и видит, что все высокие идеалы закончились комфортным домоседством да воспоминаниями о бурной молодости. И они выбрали себе новые идеалы:
- «Я», то есть ндивидуализм;
- Я ставлю себя в центр и хочу слышать только себя, все только для меня;
- Я реализую себя главным образом через материальное, оценивая себя согласно статусу: сколько у меня денег, на каком автомобиле я езжу и т.д.;
Совершенные потребители, поколение X, готовы работать внеурочно и продать душу фирмам, лишь бы «держаться на плаву». Для них размер зарплаты – зачастую определяющий фактор при устройстве на работу.
- Поколение Y.
Для детей поколения Y — самое важное — часы работы, время для себя и семьи. Кроме работы у них есть увлечения, которые считаются не менее важными составляющими жизни. Поэтому, зачастую работодатели называют их лоботрясами с завышенными претензиями. Мол, подавай им и хорошую зарплату, и условия труда, и время для себя.
Так с кем же мы имеем дело? Знакомьтесь, поколение Y, также именуемое поколением Миллениума и эхо-бумерами. Y идет после X, а также игрек по-английски звучит как «уай«, созвучно с «why?»- «почему?» — так люди этого поколения отвечают на все требования. Их год рождения: ~1982 (84)-2000. Большинство наших парадигм и аксиом им не подходит, они хотят иного.
Это поколение росло на фоне новых технологий и глобализации, поэтому считает ценностью сотрудничество, естественность, порядочность. Люди этого поколения прагматичны и идеалистичны одновременно. Нацелены на работу в команде, на решение проблем сообща, поиск компромиссов. Либеральны в политике, не религиозны. Не любят риск. Улучшение жизни всего общества для них — реальная цель, они готовы работать ради ее достижения.
Представители поколения Y склонны оставаться жить в родительском доме дольше и не торопятся принимать на себя обязательства взрослой жизни из-за негативного примера предыдущего поколения. Предыдущие поколения обзаводились семьями, начинали карьеру – и делали это незамедлительно. Сегодня молодые люди видят: имея такой подход к жизни, их родители развелись и имеют нелюбимую работу. Y хотят сделать правильный выбор с первого раза, и то же самое с работой (нежелание рисковать). Поскольку поколение Y привычно к Интернету и компьютерам, оно гораздо меньше смотрит телевидение и слушает радио.
Исследователь поколения Y Ноам Манела оптимистичен: «Я думаю, что нас ожидает мир намного лучше, чем тот, в котором мы живем сейчас. Впервые в истории у каждого из нас – а у них в особенности, потому что они в этом выросли, — есть в руках средства массовой информации. Раньше существовали центральные газеты, а сегодня каждый, у кого есть тысячи друзей в Facebook, а таких немало, обладает силой намного большей, чем газета. Своему другу люди верят больше, чем любой газете. Это огромная сила, которая позволяет распространить информацию молниеносно, чего прежде никогда не было».
Что можно посоветовать поколению Х? Не идеализируйте прошлую идеологию! Не важно, какие mass-media вы используете, важна находящаяся внутри информация и критическое отношение к ней.
Откажитесь от ностальгии по прошлому и посмотрите открытыми глазами вперед - будущее прекрасно!
Инесса Розе