Имя под охраной

Как защитить наименование своего бизнеса?

Каждый бизнес нуждается в имени: уникальном и неповторимом, а главное – защищенным законом от похожих названий. О том, как этого добиться - наша статья.

По законам конкуренции

В конкурентной борьбе выживает сильнейший или тот, кто во время успел защититься от возможных нападений противников. Первое, что требует такой защиты – это фирменное наименование компании, которое является основной ценностью организации и может быть использовано против её же владельца совершенно законными способами. Представьте себе такую ситуацию, у вашей компании появился двойник – фирма с почти точно таким же названием. Неважно кто он – «вредитель», действующий в целях недобросовестной конкуренции или законопослушное юридическое лицо, которое было совершенно официально зарегистрировано с таким названием, - что очень даже возможно в условиях, когда множество названий фирмотличаются друг от друга на одну букву. Главное для вас – это методы защиты от появившегося соперника в своем секторе товаров и услуг. В пункте 4 статьи 54 Гражданского Кодекса РФ сказано, что юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования и то, что лицо, использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Но несмотря на это обстоятельство, на деле вам будет достаточно трудно доказать свою правоту, так как судебной практики по этому вопросу практически нет. Единственным существенным приоритетом в этом вопросе является – наличие зарегистрированного товарного знака аналогичного названию компании.

В этом случае при подтверждении того, что ваш товарный знак и фирменное наименование конкурента сходны до степени смешения и вводят потребителя в заблуждение по отношению к сходным товарам или услугам на одной территории коммерческой деятельности, ваша компания остается абсолютным победителем. При этом судом компании-сопернику будет предписано возместить убытки и не использовать зарегистрированный товарный знак (практически имя компании) в тех случаях, что указаны в статье 4 Закона РФ «О товарных знаках». Цитирую: «Незаконным использованием товарного знака в отношении одних и тех же товаров или услуг признается: его размещение на товарах, этикетках, упаковках, при выполнении работ, оказании услуг; на документации; в предложениях к продаже товаров; а также в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации». На деле это означает, что даже электронное письмо партнеру, где была названа компания, может быть расценено, как предложение к продаже товара, и этим уже нарушать закон. То есть, по сути, запрещается любое публичное употребление «спорного названия» в рабочих документах, любой рекламе, в сети Интернет… Выйти из затруднительной ситуации можно и другими предусмотренными законом способами, таких как полная передача исключительных прав на товарный знак или его использование по лицензии правообладателя. В итоге получается, что ваша компания получает не только полную защиту своего наименования, но и реальный юридический инструмент борьбы со схожими именами в одной сфере деятельности.

Только для избранных

Стоит сразу оговориться, несмотря на все преимущества регистрации товарного знака равного названию компании, этот шаг доступен далеко не каждой фирме. Причина в том, что не всякое официальное фирменное наименование подходит для обозначения охраняемого товарного знака, к которому предъявляется широкий ряд требований. Хочется отметить только некоторые из них, которые заслуживают особого внимания. Первое требование, которое нужно отметить, говорит о том, что название ТЗ не должно быть общепринятым символом или термином. Кстати, именно по этой причине нашей компании отказали в регистрации торговой марки «Частное Право». Второе, важное на наш взгляд, установление касается запрета на названия, вошедших во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров определенного вида, таких как сахар, мука, вода. Вероятно, именно поэтому компания с довольно известным наименованием «РосСАХАР» в свое время поменяло его на «РосТЭП». Дело в том, что они не смогли бы зарегистрировать это наименование как охраняемый товарный знак, в результате получалось бы, что этим широко разрекламированным «брэндом» могли практически безнаказанно пользоваться недобросовестные дельцы, назвавшие себя подобным именем. Стоило ли тратить ради этого результата собственные усилия и деньги на рекламу? Руководство пошло на дополнительные затраты и сейчас имеет все права на использование и охрану нового товарного знака.

Третье важное обстоятельство, которое должно учитываться при выборе названия, запрещает использование в качестве товарных знаков обозначений, воспроизводящие названия известных в России произведений науки, литературы и искусства или персонажи и цитаты из них, произведения искусства или их фрагменты, если на это нет разрешения обладателя авторского права или его правопреемников. «Забракуют» и обозначения, воспроизводящие фамилию, имя, псевдоним, или производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия их самих или их наследников.

Практика показывает, что поиск названия для торговой марки, а также подача возражений в случае отказа (эксперт всегда их внимательно изучает и с их помощью может изменить ранее принятое решение) - достаточно специализированная работа, требующая особого опыта и знаний. Только в среднем, в год в Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент) подается до 50-60 тысяч заявок на регистрацию торговых знаков. На конец 2003 г. в России зарегистрировано свыше 240 тысяч товарных знаков. Получается, что шанс зарегистрировать простое односложное слово чрезвычайно мал: все привлекательные с коммерческой точки зрения в русском языке слова по отдельности, как правило, уже зарегистрированы. Поэтому из предложенных специалистами в области «нейминга» 40-50 названий до реальной работы доходит 5-6, остальные отсеиваются еще на начальном этапе проверки. Из этого следует, что лучше сразу обратиться к специалистам в этом деле, – официально зарегистрированным патентным поверенным.

Маленькие хитрости

В идеале поиском названия, удовлетворяющего всем вышеназванным требованиям, нужно озаботиться еще на этапе создания компании, а после этого сразу же зарегистрировать товарный знак. Как вы уже поняли, это позволит избежать многих проблем и сразу же получить охраняемое законом имя.

Кроме этого, после завершения графического оформления торговой марки, в целях собственного спокойствия нужно обязательно заключить договор на передачу исключительных авторских прав с его разработчиком. И самое главное, во время подачи заявки на регистрацию торгового знака обязательно продумать количество выбранных классов в Международном классификаторе товаров и услуг (МКТУ). Базовая пошлина за подачу заявки составляет 8,5 тысяч рублей за один класс (пронумерованный вид деятельности) и за каждый последующий добавляется по 1,5 тысячи рублей. Всего в МКТУ 45 классов и к их выбору нужно подойти особенно внимательно. Это необходимо потому, что составлен классификатор не достаточно четко из-за путаницы в делении видов деятельности на отраслевые и функциональные признаки. К примеру, на практике достаточно часто пересекаются компании, осуществляющие услуги по классу МКТУ «деловые операции» и классу «реализация товаров» и фирмы, владеющими услугами по классу «реклама». Чтобы не вводить потребителя в заблуждение относительно сходных товарных знаков, и связанных с ними фирменных наименований, желательно сразу при регистрации товаров регистрировать и услуги, связанные с рекламой, деловыми операциями, доставкой и реализацией товара на тот же товарный знак. Вообще, чем шире область регистрации по классам, тем вы более защищены от конкурентов. Это один момент, а другой касается того, что жизнь не стоит на месте и в то время, когда вы захотите расширить сферы своей деятельности, нужный класс может уже быть зарегистрирован на другое юридическое лицо. В таком случае нужно будет либо ждать 10 лет до конца срока регистрации (если праводержатель не продлит время пользования торговым знаком), либо работать по лицензии, либо забыть о своем намерении. К примеру, по сообщению информационного агентства "Тамбов-Информ", в связи с продвижением Тамбовской ТПП торгового брэнда "Тамбовский волк" на российском рынке, глава одного местного крупного предприятия сыграл ва-банк и приобрел патенты на коммерческое использование этого брэнда почти во всех, еще не занятых, областях производства. В его коллекции находятся даже такие редкие классы как мыло и шампунь "Тамбовский волк". Время покажет, насколько правильным был его шаг, но выбор на следующие десять лет уже сделан.

Не стоит медлить и с регистрацией одноименного сайта в сети Интернет. Хотя в соответствии с внесенными в конце 2002 г. дополнениями в Закон РФ «О товарных знаках» теперь нельзя зарегистрировать имя, сходное уже официальным товарным знаком, так как такая регистрация будет прямым нарушением прав его правообладателя, на практике это положение пока не работает. В том смысле, что никто предложенный вами адрес в Интернете проверять на «патентную чистоту» не будет. Об этом придется позаботиться вам самим. А так, скорее всего, проявится этот конфликт только при непосредственном столкновении интересов «компаний-двойников» и в смысле названия, и в смысле вида деятельности. В принципе, по закону, вы сможете выйти из него победителем и оставить адрес за собой, но это в случае, если владелец ресурса не владеет одноименной торговой маркой, зарегистрированной в другом классе МКТУ, тут судебная практика разрешения дел пока отсутствует. В этом случае эксперты советуют, дополнительно регистрировать торговый знак на конкретные виды услуг, например, «реклама через Интернет с помощью домена», «связь через Интернет с помощью домена», «реализация товаров через Интернет с помощью домена. Это, а также более ранний приоритет в регистрации домена позволит оставить себе исключительное право на владение ресурсом, если, конечно, ваш противник – не владелец общеизвестной торговой марки, которая в таких вопросах имеет приоритет. Однако какими будут более конкретные рекомендации, покажет время и накопленная судом практика.

Хочется добавить, что выполнение всех вышеназванных рекомендаций, все же не приведет к отсутствию необходимости в постоянной юридической защите названия компании и одноименного товарного знака. Скорее наоборот, распоряжение исключительным правом на ТЗ влечет за собой постоянные траты, поэтому на это направление обязательно нужно планировать определенный бюджет. Радует одно: эти затраты не соизмеримы с выплатой компенсации за незаконное использование чужого товарного знака, - окажись вы по другую сторону баррикад. К тому же, ни одна из затрат, направленных на рекламу компании или же на наработку репутации среди партнеров, не окажется бессмысленной в будущем.

Заместитель председателя
Коллегии Адвокатов «Частное Право»
Майфат Аркадий Викторович

© Колегия Адвокатов «Частное Право»
http://urallaw.ru/articles/