Запах и стиль

Стиль пользования парфюмерией определяется той идеей, которую закладывает в аромат дух времени. Бешеный темп современной жизни придает культуре пользования парфюмерией такие черты, которые были совершенно несвойственны минувшим неторопливым столетиям. Сегодня запах все чаще становится элементом внешней «экипировки», своеобразным требованием, предъявляемым к туалету, и символом принадлежности к определенному социальному слою.

Какие стили пользования парфюмерией присущи современным городским жителям?

Какие характеристики потребителей парфюмерного рынка определяют стиль потребления парфюмерной продукции? Оказывается, все дело в возрасте!

Пик повышенного внимания к парфюмерии приходится на возраст от 25 до 29 лет.

Это время выработки своего стиля и формирования парфюмерных предпочтений как у женщин, так и у мужчин. На этот возраст приходится максимальное желание следовать моде и постоянно менять ароматы, стараясь не отстать от нее.

Совершенно иная картина наблюдается в отношении людей преклонного возраста (60 лет и старше). Половина пожилых людей перестает употреблять парфюмерию вообще.

Но есть еще и различие по половому признаку. В мужском стиле пользования парфюмерией сквозит некая небрежность и пассивность. Причины этого, возможно, в том, что мужчины пользуются обычно тем, что им дарят женщины. В женщинах они видят экспертов по вопросам моды и парфюмерии.

Более того, духи непосредственно ассоциируются с женщиной! В этом смысле характерно высказывание главного парфюмера фирмы Chanel Жака Польжа: «Платье — это украшение внешности, а духи — это внутреннее измерение женского начала». Это тоже примета нашего времени — в прежние времена парфюмерия не считалась исключительно женской прерогативой. В истории человечества прослеживается тенденция: в тех культурах, где мужчина занимал доминирующее положение, он и душился сильнее, чем женщина. Знатные греки, римские патриции умащивали благовониями свои волосы, натирались душистыми бальзамами и принимали ароматические ванны. Европейские аристократы XVI века буквально купались в духах. Сильный пол — и надушен сильнее! С этой точки зрения можно сделать интересные выводы о соотношении сил мужского и женского начала в современную эпоху.

Индустриальная эпоха отдала парфюмерную привилегию женщинам. И лишь последние десятилетия ушедшего века вновь вернули мужчинам право благоухать. Пикантность ситуации состоит в том, что решающую роль в этом выравнивании сил (чуть было не сказала: в этой мужской эмансипации) играют опять-таки женщины, отдавая свое предпочтение тем мужчинам, от которых приятно пахнет, а подчас и диктуя им выбор ароматов на свой вкус.

Что еще определяет стиль пользования парфюмерией? Наличие образования не столько влияет на самый стиль, сколько на решение: пользоваться ли парфюмерией вообще. Среди людей с высшим образованием не пользуются парфюмерией лишь единицы. Поэтому наличие высшего образования практически предопределяет покупку того или иного аромата. Почему это происходит? Марилен Дельбур Дельфи, французский историк культуры, как-то заметил: «Духи, как и мода — это искусство плавного бегства, создающего в обычной жизни привилегированное пространство». Высшее образование — само по себе является привилегией, и получают его люди, стремящиеся занимать в обществе особое положение. Стремление к одной привилегии не исключает, а, напротив, предопределяет желание получить и другую. Пользование духами (особенно дорогими) является знаковым символом принадлежности к элите. Поэтому люди, которых волнует собственный социальный статус, нередко покупают духи не только ради получения удовольствия от аромата, но и ради их престижности.

Пока человек не нашел спутника жизни, он более внимателен к запахам. Такие люди знают, что им нравится, и трепетно относятся к флаконам духов на туалетном столике, не путая их названия. После начала семейной жизни отношение к запахам постепенно упрощается, и уже почти каждый четвертый не имеет устойчивых парфюмерных предпочтений. Бракоразводный процесс действует в этом отношении двояким образом: у одних небрежное отношение к запаху прогрессирует, у других, напротив, появляется желание произвести на окружающих впечатление. Поэтому они начинают внимательнее следить за парфюмерной модой.

Характерная черта стиля пользования парфюмерией — частота ее применения. Катрин Денев говорила в одном из своих интервью: «В любую минуту моей жизни меня сопровождают духи… Я скорее забуду очки или ключ, чем выйду из дома, не надушившись». Но далеко не для всех правило «ни дня без духов!» является незыблемым. Кто-то еще не открыл для себя наслаждение, которое дарит парфюмерия, а кто-то, наоборот, так высоко ценит свои духи, что не жалеет растрачивать их в обычные дни.

http://www.sprayon.ru/stati/1429/